$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

Электронный сервис счетов-фактур: для контроля, удобства и развития

26.05.2017

Электронный сервис счетов-фактур: -- для контроля, удобства и развитияБелорусские предприятия уже почти 1,5 года применяют электронные счета-фактуры (ЭСЧФ) по НДС. О том, как обстоят дела в этом электронном сервисе и как он будет совершенствоваться, рассказывает руководитель проекта «АИС «Учет счетов-фактур» СООО «Белорусские облачные технологии» Антон КУНЦЕВИЧ.

– Антон, как вы оцениваете сегодня состояние системы электронных счетов-­фактур? Снизилось ли за год число вопросов и претензий со стороны плательщиков?

– Сейчас система ЭСЧФ работает в штатном, стабильном режиме. Да, проблемы, конечно, были, но давайте не забывать, что это абсолютно новый для Беларуси механизм. К тому же это самая масштабная система электронного документооборота в стране. Она объединяет почти 80 тыс. субъектов хозяйствования, которые создали уже более 94 млн. ЭСЧФ. Система не просто выполняет функции обмена документами, а отвечает за широкий спектр аналитических задач с таким сложным налогом, как НДС.

МНС на протяжении последних лет придерживается достаточно выверенной политики целенаправленного перехода на электронные механизмы взаимодействия государства и биз­неса. Ранее был создан «личный кабинет» плательщика, внедрена подача в электронном виде налоговых деклараций, система контроля кассового оборудования.

С учетом международного опыта эффективного администрирования НДС Беларусь стала внедрять счета-фактуры по этому налогу. В отличие от некоторых других стран, до сих пор использующих бумажные счета-фактуры, у нас было принято решение сразу вне­дрять современные подходы. Мы учли опыт как стран Евросоюза, так и партнеров по ЕАЭС – России, Казахстана, а также Азербайджана и Украины. Однако наша система ЭСЧФ обладает более широкими возможностями, чем в любой из соседних стран. Это в определенной мере обусловило ее сложность, но создает задел на будущее.

Возникавшие вначале во­просы к функционированию сис­темы в дни наибольшей нагрузки были вызваны прежде всего тем, что она вводилась в эксплуатацию сразу и для всех. Это порядка 100 тыс. субъектов хозяйствования с неопределенным количеством хозяйственных сде­лок, каж­дая из которых должна быть оформлена элект­ронным документом. Работать с системой бухгалтеры могли как через «личный кабинет», так и загрузкой из бухгалтерских учетных систем, а иногда и двумя вариантами одновременно. Разумеется, любая высоконагруженная си­стема такого масштаба требует периода финальной настройки.

Команда проекта постоянно анализирует активность пользователей, настройку всех подсистем и элементов с учетом наших локальных особенностей. Ис­пользование ресурсов Республиканской платформы, действующей на основе технологии облачных вычислений, позволило обеспечить достаточно высокий уровень гибкости и отказоустойчивости системы.

– Некоторые налогоплательщики высказывали сом­нения, надо ли было сразу делать механизм ЭСЧФ обязательным? Ведь это повлекло дополнительные затраты, в т.ч. трудовые. В ряде компаний пришлось нанимать бух­галтеров, которые занимаются только ЭСЧФ.

По прошествии года с момента запуска системы можно сделать вывод, что, несмотря на все стартовые трудности, которые испытали плательщики, работники МНС и мы с разработчиками бухгалтерских про­грамм, решение об обязательности ЭСЧФ было правильным. Страна вышла на новый этап развития электронного взаимодействия. Только в системе ЭСЧФ практически 80 тыс. субъектов хозяйствования постоянно работают с механизмом электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Был дан новый толчок для автоматизации бизнес-процессов. Раньше они, конечно, тоже шли, но в основном в крупных компаниях. Теперь своевременность и важность такой автоматизации оценили и другие субъекты хозяйствования. Это делает их более гибкими и повышает готовность к следующим этапам перехода в элект­ронную среду.

Вопрос о найме дополнительных бухгалтеров зависит от решения руководства компании. Те, кто при активной предпринимательской деятельности вместо внедрения систем автоматизации по инерции расширяет штат ручного труда, в долгосрочной перспективе окажутся на обочине в ходе конкурентной борьбы.

Система ЭСЧФ создавалась как универсальное решение и для индивидуальных предпринимателей, и для крупных компаний. Вы можете работать через «личный кабинет», когда ЭСЧФ немного и они вводятся вручную, или через специализированный веб-сервис из бухгалтерской учетной системы – когда приходится иметь дело с большим количеством ЭСЧФ. Мы бесплатно распространяем специальное приложение для встраивания в учетные системы, чтобы автоматизировать процессы создания и выставления ЭСЧФ на Портал. Практика подтверждает, что более 2/3 об­щего количества ЭСЧФ, фор­мируемых на Портале, поступают именно через веб-сервис из бухгалтерских учетных систем.

– Многие налогоплательщики считают, что система ЭСЧФ создана, прежде всего, для камерального контроля...

– А что плохого в камеральном контроле, если он доступен плательщику и инспектору? Обычно мы взаимодействуем с налоговыми органами при подаче отчетности, необхо­димо­стью разъяснить что-либо и в ходе налоговых проверок. Сейчас МНС предлагает плательщикам дистанционное взаимодейст­вие в электронном виде по всем трем направлениям, не отвлекаясь от текущих дел. Да, с помощью системы ЭСЧФ действует механизм камерального кон­троля. Но контроль в системе доступен как для инспектора, так и, в первую очередь, для плательщика. Он получил ин­струменты самоконтроля, которые важны не только по НДС, а по всем налогам. Это снижает вероятность совершения ошибок. Если же она допущена, пользователь может оперативно найти неточности, внести изменения в налоговую декларацию без применения санкций.

Возможно, кому-то приятнее видеть налоговых инспекторов при проверке лично. Но вряд ли с этим согласятся плательщики, у которых ошибки в исчислении НДС были выявлены при проведении проверки «по старинке», когда начисляются значительные санкции. Система создает возможности для плательщиков проверить себя, оперативно исправить ошибки и иметь меньше поводов для встречи с налоговым инспектором. Полагаю, что это серьезное преимущество.

– На сайте МНС порой появляется информация о тех­нических работах на Пор­тале ЭСЧФ. Часто ли выполняются такие мероприятия и от­ражается ли это на работе с ЭСЧФ?

– Портал постоянно развивается. В разделе «Новости» можно видеть всю информацию о проводимых работах. После их завершения сразу публикуется перечень всех улучшений и изменений в системе, а также обновления в пользовательской документации. Мы обеспечиваем круглосуточную под­держку системы, поэтому технические работы проводятся ис­ключительно в позднее и ноч­ное время, в выходные и пра­зд­ничные дни.

– Бухгалтеры часто жалуются, что отчеты при вы­ставлении ЭСЧФ долго фор­мируются. Отчет за сегодня можно посмотреть только завтра...

– Отчеты – это статистическая информация. Они формируются уже за пройденный период. С этим мы сталкиваемся и в банковской сфере по операциям со счетом. В течение дня данные по ЭСЧФ многократно изменяются, что влияет на содержание отчета, поэтому в системе ЭСЧФ отчеты пользователей формируются по статусу на вчерашний уже «закрытый» день.

– Какие меры принимаются для защиты данных налогоплательщиков при использовании ЭСЧФ?

– Пользователи могут быть уверены, что их данные надежно защищены. Мы прошли аттестацию системы защиты информации в соответствии с требованиями законодательства. Защита данных начинается уже с рабочего места любого пользователя, когда, проходя авторизацию в системе с ис­пользованием механизма элек­т­ронной цифровой подписи, между компьютером пользователя и системой устанавливается защищенное соединение. Такую же авторизацию в системе выполняет и каждый сотрудник налоговой службы.

– Как будет развиваться система учета ЭСЧФ в ближайшем будущем?

– МНС совместно со специалистами проекта АИС «Учет счетов-фактур» постоянно анализирует предложения пользователей. Их интересы, в первую очередь, учитываются при принятии решения о добавлении той или иной функции, причем это не должно ухудшать положения контрагентов. Соблюдение баланса интересов всех участников, включая налоговые органы, в сочетании с постоянным стремлением к развитию сервиса – непростая, но интересная задача, которую мы решаем общими усилиями.

Расскажу о некоторых основных улучшениях, запланированных на текущий год.

В разделе «Мониторинг сделок» предлагается добавить функционал, позволяющий увидеть историю перевыставлений ЭСЧФ и отслеживать управление вычетами. Появятся дополнительные графы с итоговыми суммами НДС из данного ЭСЧФ («Не подлежит вычету», «Отложенный вычет») и другие. Добавится функционал, позволяющий в дополнительном ЭСЧФ к исходному (исправленному) вне­сти дополнительный пер­вичный документ. Будет воз­можность добавить любые дополнительные пояснения получателю ЭСЧФ в графе 31 «Дополнительные сведения».

Уже в мае в разделе «Управление вычетами» при проверке остатков появится отображение сумм НДС для каждого перевыставленного ЭСЧФ и итоговой перевыставленной суммы НДС. Введено автоматическое направление в «личный кабинет» пользователя-получателя ЭСЧФ специального уведомления в случае совершения по­ставщиком операции аннулирования или выставления исправленного ЭСЧФ.

Для организаций с децентрализованным бухгалтерским учетом планируется добавить функ­ционал, обеспечивающий в «личном кабинете» возможность ввода дополнительного кода из справочника «филиалы» в рамках одного УНП для случаев, когда в ЭСЧФ поставщиком указан неверный код либо он не указан. Появится возможность перенаправить ЭСЧФ в другое структурное подразделение в рамках одного УНП в соответствии со справочником кодов «филиалы».

К концу года появится воз­можность использования пользователями функции управления вычетами в ЭСЧФ и аннулирования ЭСЧФ с помощью обмена документами через веб-­ сервис из бухгалтерских учет­ных систем. Также можно будет запросить из учетной системы через веб-сервис список ЭСЧФ, у которых изменился статус за определенный период, выгрузить входящие (неподписанные) ЭСЧФ в бухгалтерскую учетную систему по заданному коду из справочника филиалов и/или периода выставления ЭСЧФ.

Расширится функциональность электронного взаимодействия с налоговой инспекцией. Так, в «личном кабинете» в раз­деле «Уведомления» появятся автоматические уведомления от инспекции о выявлении отклонений по результатам камерального контроля. В ответ на них пользователи смогут проставить признак «Подана уточненная декларация», если отклонения устранены, или же направить пояснение с причинами возникновения отклонений. Уведомления и пояснения будут представлены в электронном виде с использованием механизма ЭЦП, чтобы избавить компании от дополнительной бумажной переписки.

Это далеко не весь перечень улучшений, запланированных на текущий год. Список большой, и со всеми новыми функциями пользователи, как всегда, смогут ознакомиться в разделе «Новости» на нашем портале.

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях