Электроэнергетику узаконят
В Беларуси в 2018 году планируется принятие закона «Об электроэнергетике». Его проект, подготовленный Минэнерго, в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве.
С соседями – не по пути
Указанный документ, как следует из официального комментария, направлен на совершенствование госуправления в сфере электроэнергетики. Отметим, до сих пор основу нормативно-правовой базы здесь составляли указы главы государства, постановления правительства и акты Минэнерго. Директивный подход, конечно, позволял «латать дыры» в электроэнергетике, оперативно вносить коррективы в инвестиционные программы и тарифную политику. В то же время отсутствие закона негативно сказывалось на перспективах национального энергокомплекса, развитии в нем рыночных отношений из-за чрезмерного присутствия государства.
Неслучайно наши соседи избрали иной путь регулирования отношений в данной сфере. В электроэнергетике Литвы, Латвии, Польши и Украины соответствующие законы действуют уже на протяжении двух десятилетий. В России федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» был подписан 26.03.2003 г. Год спустя закон от 09.07.2004 № 588-II «Об электроэнергетике» принял еще один наш партнер по ЕАЭС – Казахстан.
Эти и другие страны посредством законов предписали алгоритмы экономического и технологического развития национальных электроэнергетических секторов. Например, российский закон № 35-ФЗ закрепляет свободу экономической деятельности в сфере электроэнергетики, использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электроэнергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации ее стоимости. Казахстан благодаря закону № 588-II адаптировал свою электроэнергетику к рыночной системе, в т.ч. в целях привлечения инвестиций для поддержания существующих и ввода новых электрических мощностей.
Украина в прошлом году в развитие действующего законодательства приняла закон от 13.04.2017 № 2019-VIII «О рынке электрической энергии», открывающий возможности для его активного развития, роста здесь конкуренции, широкого привлечения инвестиций, в т.ч. иностранных, в электроэнергетический сектор. Определены правила игры в этом секторе, в т.ч. балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг, внутрисуточного рынка, рынка «на сутки вперед».
Фрагментарность и коллизии
Белорусские эксперты признают несовершенство отечественного правового механизма регулирования электроэнергетической сферы, указывая на фрагментарность ее отражения в различных нормативных правовых актах. Например, указами Президента регулируются вопросы предварительной оплаты стоимости электроэнергии, оплаты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) электроэнергии, отпускаемой энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белэнерго», наделения энергоснабжающих организаций правом отключать от источников электроэнергии «нарушителей», создания новых и модернизации, реконструкции действующих установок по использованию возобновляемых источников энергии. Документами правительственного уровня определены правила энергоснабжения, вопросы госэнергонадзора, порядок формирования цен (тарифов) на электроэнергию.
При этом законодательство содержит немало коллизий, создающих трудности на практике. В частности, растет количество организаций, производящих электроэнергию для собственных нужд, но с избытком. И при реализации излишков электричества возникают сложности. Действующим законодательством не определены правила отнесения таких субъектов к производителям электроэнергии, их права и обязанности, порядок присоединения этих юридических лиц к электросетям, находящимся в госсобственности.
Согласно ГК электроэнергия является товаром. Между тем в ряде законов ее продажа рассматривается как услуга энергоснабжения, реализация электроэнергии потребителям осуществляется на основании тарифов, в т.ч. на коммунальные услуги. Кроме того, анализ показывает, что отдельные положения нашего законодательства в сфере электроэнергетики противоречат требованиям некоторых международных соглашений Беларуси, в частности, Договора о ЕАЭС. Эксперты полагают, что обеспечение национальной безопасности в электроэнергетике диктует необходимость введения в отечественное законодательство правовых норм, направленных на некоторое ограничение прав и свобод юридических лиц и граждан в данной сфере.
Структура изменится, «вертикаль» останется
Законопроект предлагает сохранить в белорусской электроэнергетике жесткую государственную «вертикаль» управления. Президент будет определять в ней политику, которую должны претворять в жизнь правительство, уполномоченный орган в данной сфере, местные власти в пределах своих компетенций. Вмешательство в оперативно-диспетчерское управление объединенной энергосистемой Беларуси проектом не допускается. Финансирование мероприятий по развитию электроэнергетики будет осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, собственных средств организаций и иных не запрещенных законодательством источников.
Субъекты электроэнергетики, к которым отнесены производители электроэнергии, системно-сетевой оператор, управляющая и энергоснабжающие организации, могут создаваться в любой форме собственности. Определены их права и обязанности. Статус производителя в соответствии с документом могут приобрести юридические лица и ИП, имеющие источники генерации электроэнергии, созданные исключительно в целях обеспечения своей хозяйственной деятельности (для собственных нужд), при соответствии установленным критериям. Это позволит им присоединять свои электроустановки к электросетям и реализовывать излишки электроэнергии.
В то же время ее покупка и продажа запрещены (за исключением установленных случаев) системно-сетевому оператору, ориентированному на транспортировку электроэнергии и обеспечение параллельной работы белорусской энергосистемы с энергосистемами других государств. Энергоснабжающим организациям в соответствии с международной практикой планируется разрешить не более двух видов экономической деятельности: распределение и (или) продажу электроэнергии. При наличии технической возможности эти субъекты будут обязаны присоединять объекты электроэнергетики и электроустановки потребителей электроэнергии к распределительным электросетям. Управление и (или) координацию государственных и негосударственных структур в сфере электроэнергетики призвана осуществлять управляющая организация.
Рынок под сенью госрегулирования
Законопроект провозглашает формирование в нашей стране электроэнергетического рынка с недискриминационным доступом к нему субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, которые будут взаимодействовать на основе договорных обязательств, в т.ч. финансовых. Он включает оптовый и розничный рынки, где электроэнергия рассматривается как товар. При этом важное значение придается его происхождению.
На оптовом рынке, как следует из документа, в первую очередь предстоит покупать электроэнергию, произведенную на АЭС и комбинированных источниках, вырабатывающих одновременно и тепловую энергию для централизованного теплоснабжения. В то же время «зеленая» электроэнергия, производимая из возобновляемых источников, таким приоритетом не наделена. Аналогичный подход в торговле электроэнергией в зависимости от происхождения планируется закрепить и в правилах функционирования розничного электроэнергетического рынка.
Отдельная глава законопроекта посвящена регулированию цен (тарифов) в данной сфере. Как и следовало ожидать, в ней будет действовать механизм госрегулирования. В соответствии с ним цены (тарифы) на товары (работы, услуги) устанавливаются на уровне, обеспечивающем субъектам электроэнергетики возмещение экономически обоснованных затрат, налогов и неналоговых платежей и получение необходимой прибыли, включающей в т.ч. инвестиционную составляющую для финансирования инвестпрограммы. Свободные цены на оптовом и розничном рынках документ предлагает применять лишь в отношении части электроэнергии, реализация которой не охвачена госрегулированием.