$

2.1177 руб.

2.4600 руб.

Р (100)

3.2257 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Энергетика

Электроэнергетику узаконят

27.02.2018

В Беларуси в 2018 году планируется принятие закона «Об электроэнергетике». Его проект, подготовленный Минэнерго, в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве.

С соседями – не по пути

Указанный документ, как следует из официального комментария, направлен на совершенствование госуправления в сфере электроэнергетики. Отметим, до сих пор основу нормативно-­правовой базы здесь составляли указы главы государства, постановления правительства и акты Минэнерго. Директивный подход, конечно, позволял «латать дыры» в электроэнергетике, оперативно вносить коррективы в инвестиционные программы и тарифную политику. В то же время отсутствие закона негативно сказывалось на перспективах национального энергокомплекса, раз­витии в нем рыночных отношений из-за чрезмерного присутствия государства.

Неслучайно наши соседи избрали иной путь регулирования отношений в данной сфере. В электроэнергетике Литвы, Латвии, Польши и Украины соответствующие законы действуют уже на протяжении двух десятилетий. В России федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» был подписан 26.03.2003 г. Год спустя закон от 09.07.2004 № 588-II «Об электроэнергетике» принял еще один наш партнер по ЕАЭС – Казахстан.

Эти и другие страны посредством законов предписали алгоритмы экономического и технологического развития национальных электроэнергетических секторов. Например, российский закон № 35-ФЗ закрепляет свободу экономической деятельности в сфере электро­энергетики, использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов фор­мирования устойчивой системы удо­влетворения спроса на электроэнергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации ее стоимости. Казахстан благодаря закону № 588-II адаптировал свою электроэнергетику к рыночной системе, в т.ч. в целях привлечения инвестиций для поддержания существующих и ввода новых электрических мощностей.

Украина в прошлом году в развитие действующего законодательства приняла закон от 13.04.2017 № 2019-VIII «О рынке электрической энергии», открывающий возможности для его активного развития, роста здесь конкуренции, широкого привлечения инвестиций, в т.ч. иностранных, в электро­энергетический сектор. Определены правила игры в этом секторе, в т.ч. балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг, внутрисуточного рынка, рынка «на сутки вперед».

Фрагментарность и коллизии

Белорусские эксперты признают несовершенство отечественного правового механизма регулирования электроэнергетической сферы, указывая на фраг­ментарность ее отражения в различных нормативных правовых актах. Например, указами Президента регулируются вопросы предварительной оплаты стоимости электроэнергии, оплаты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) электроэнергии, отпускаемой энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белэнерго», наделения энерго­снабжающих организаций правом отключать от источников электроэнергии «нарушителей», создания новых и модернизации, реконструкции действующих установок по использованию возобновляемых источников энергии. Документами правительственного уровня определены правила энергоснабжения, воп­росы госэнергонадзора, порядок фор­мирования цен (тарифов) на электроэнергию.

При этом законодательство содержит немало коллизий, создающих трудности на практике. В частности, растет количество организаций, производящих электроэнергию для собственных нужд, но с избытком. И при реализации излишков электричества возникают сложности. Действующим законодательством не определены правила отнесения таких субъектов к производителям электро­энергии, их права и обязанности, порядок присоединения этих юридических лиц к электросетям, находящимся в госсобственности.

Согласно ГК электроэнергия является товаром. Между тем в ряде законов ее продажа рассматривается как услуга энергоснабжения, реализация электроэнергии потребителям осуществляется на основании тарифов, в т.ч. на коммунальные услуги. Кроме того, анализ показывает, что отдельные положения нашего законодательства в сфере элек­троэнергетики противоречат требованиям некоторых международных соглашений Беларуси, в частности, Договора о ЕАЭС. Эксперты полагают, что обеспечение национальной безопасности в электроэнергетике диктует необходимость введения в отечественное законодательство правовых норм, направленных на некоторое ограничение прав и свобод юридических лиц и граждан в данной сфере.

Структура изменится, «вертикаль» останется

Законопроект предлагает сохранить в белорусской электроэнергетике жесткую государственную «вертикаль» управления. Президент будет определять в ней политику, которую должны претворять в жизнь правительство, уполномоченный орган в данной сфере, местные власти в пределах своих компетенций. Вмешательство в оперативно-диспетчерское управление объединенной энергосистемой Беларуси проектом не допускается. Финансирование мероприятий по развитию электроэнергетики будет осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, собственных средств организаций и иных не запрещенных законодательством источников.

Субъекты электроэнергетики, к которым отнесены производители электро­энергии, системно-сетевой оператор, управляющая и энергоснабжающие организации, могут создаваться в любой форме собственности. Определены их права и обязанности. Статус производителя в соответствии с документом могут приобрести юридические лица и ИП, имеющие источники генерации электроэнергии, созданные исключительно в целях обеспечения своей хозяйственной деятельности (для собственных нужд), при соответствии установленным критериям. Это позволит им присоединять свои электроустановки к электросетям и реализовывать излишки электроэнергии.

В то же время ее покупка и продажа запрещены (за исключением установленных случаев) системно-сетевому оператору, ориентированному на транспортировку электроэнергии и обеспечение параллельной работы белорусской энергосистемы с энергосистемами других государств. Энергоснабжающим организациям в соответствии с международной практикой планируется разрешить не более двух видов экономической деятельности: распределение и (или) продажу электроэнергии. При наличии технической возможности эти субъекты будут обязаны присоединять объекты электроэнергетики и электроустановки потребителей элек­троэнергии к распределительным элек­тросетям. Управление и (или) координацию государственных и негосударственных структур в сфере электроэнергетики призвана осуществлять управляющая организация.

Рынок под сенью госрегулирования

Законопроект провозглашает формирование в нашей стране электроэнергетического рынка с недискриминационным доступом к нему субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, которые будут взаимодействовать на основе договорных обязательств, в т.ч. финансовых. Он включает оптовый и розничный рынки, где электроэнергия рассматривается как товар. При этом важное значение придается его происхождению.

На оптовом рынке, как следует из документа, в первую очередь предстоит покупать электроэнергию, произведенную на АЭС и комбинированных источниках, вырабатывающих одновременно и тепловую энергию для централизованного теплоснабжения. В то же время «зеленая» электроэнергия, производимая из возобновляемых источников, таким приоритетом не наделена. Аналогичный подход в торговле электроэнергией в зависимости от происхождения планируется закрепить и в правилах функционирования розничного электроэнергетического рынка.

Отдельная глава законопроекта посвящена регулированию цен (тарифов) в данной сфере. Как и следовало ожидать, в ней будет действовать механизм госрегулирования. В соответствии с ним цены (тарифы) на товары (работы, услуги) устанавливаются на уровне, обеспечивающем субъектам электро­энергетики возмещение экономически обоснованных затрат, налогов и неналоговых платежей и получение необходимой прибыли, включающей в т.ч. инвестиционную составляющую для финансирования инвестпрограммы. Свободные цены на оптовом и розничном рынках документ предлагает применять лишь в отношении части электроэнергии, реализация которой не охвачена госрегулированием.

Автор публикации: Михал СТЕЛЬМАК