Экспортируемые транспортные услуги: — порядок подтверждения нулевой ставки НДС
Представление перевозчиком (экспедитором) налоговому органу копии CMR-накладной, а не оригинала, не является основанием считать, что нулевая ставка НДС применена им необоснованно, говорится в письме МНС от 08.01.2019 № 2-1-10/07265 «О копиях CMR-накладных при реализации экспортируемых транспортных услуг».
Как известно, при реализации экспортируемых транспортных услуг перевозчики (экспедиторы) вправе применить нулевую ставку НДС. При этом в соответствии с п. 2 ст. 126 Налогового кодекса (НК) в ред., действующей с 01.01.2019 (п. 4 ст. 102 НК в ред., действующей до 01.01.2019), экспортируемые транспортные услуги облагаются по нулевой ставке НДС при оформлении их международными транспортными или товарно-транспортными документами либо иными международными документами.
Деятельность перевозчиков и экспедиторов, являющихся резидентами Беларуси, в основном заключается во взаимодействии с нерезидентами. Поэтому отношения между субъектами хозяйствования в данной сфере должны регулироваться преимущественно международными актами законодательства. Белорусское законодательство вправе определять отдельные аспекты деятельности таких субъектов, но при этом не может противоречить нормам международного права.
Правовые и организационные основы осуществления перевозки грузов автотранспортом в международном сообщении, в т.ч. составление CMR-накладной, а также обязательные требования к этому документу регламентируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 (далее – Конвенция КДПГ).
Пунктом 1 ст. 5 Конвенции КДПГ установлено, что CMR-накладная составляется в 3-х оригинальных экземплярах, подписанных грузоотправителем и перевозчиком. Первый экземпляр CMR-накладной передается грузоотправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
В отношении экспедитора Конвенцией КДПГ не предусмотрена передача оригинального экземпляра CMR-накладной экспедитору, поскольку он не является стороной этого документа. При совершении таможенных операций на CMR-накладной таможенными органами проставляются отметки, после чего должностное лицо таможенного органа возвращает перевозчику третий экземпляр транспортного (перевозочного) документа.
На практике может иметь место ситуация, когда у перевозчика остается копия CMR-накладной с оригинальной печатью грузополучателя, но без отметки таможенных органов, поскольку оригинал экземпляра CMR-накладной с отметками таможенных органов передается перевозчиком нерезидентам – заказчикам перевозки по их требованию.
На основании вышеизложенного следует, что нормы международных законодательных актов не предусматривают обязательств по изданию оригинала либо изготовления копии документа, сопровождающего груз, предназначенного(ой) для передачи экспедитору.
Для подтверждения перевозчиками, экспедиторами обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых транспортных услуг налоговое законодательство Республики Беларусь не содержит требования об обязательном оформлении таких услуг только оригиналом CMR-накладной, имеющей все оригинальные печати и штампы.
Таким образом, представление перевозчиком (экспедитором) налоговому органу копии CMR-накладной, а не ее (его) оригинала не является основанием считать, что нулевая ставка НДС применена необоснованно.