Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экспорт в Швецию растет, а торговля – нет

Посол Швеции в Беларуси Кристина Юханнесон

С начала 2018 г. экспорт в Швецию из Беларуси вырос на 30%, но объем взаимной торговли остается несущественным. Потенциал между странами далеко не исчерпан. В этом уверены в БелТПП и посольстве Швеции, организовавшими семинар для белорусских экспортеров. На нем рассказали о том, как можно войти на шведский рынок, и какие там правила игры.

О том, что Беларусь увеличила экспорт в Швецию, сообщил председатель БелТПП Владимир Улахович: «В прошлом году мы прибавили в нашем товарообороте, и в первом квартале этого года у нас есть рост на 29%». В то же время внешнеторговое сальдо отрицательное, и пока в экспорте мы заметно отстаем. Он считает, что есть сферы, где Беларусь и Швеция могут развивать сотрудничество, – это проекты промышленной кооперации, энергосберегающие технологии, «зеленая» энергетика. И, конечно, лес.

Посол Швеции в Беларуси Кристина Юханнесон поделилась причинами успеха Швеции на мировом рынке. В первую очередь страна является торгово-зависимым государством. Благодаря торговле страна построила свое благополучие. Несмотря на то, что доля шведского экспорта в другие страны составляет примерно 50%, важным остается импорт. В Швеции компании входят в глобальные цепочки производства, закупают комплектующие в других странах, и потом используют их для производства товаров в Швеции, экспортируя в другие страны. Кристина Юханнесон считает: «Страна, которая не торгует, никогда не станет богатой ни в экономическом, ни в культурном плане».

Швеция из Беларуси экспортирует торф и нефтепродукты, калийные удобрения, мебель и текстильные изделия. По продовольственным товарам импорт крайне мал, намного меньше 1%, и в основном это – корм для скота. Общая цена белорусского импорта в 2017 году составила лишь 33 млн. EUR. С 2012 года наблюдается снижающаяся тенденция объема импорта из Беларуси, сказал советник по торгово-экономическим вопросам Коммерц-коллегии Швеции Джулиан Сиверс. При этом он отметил, что в статистике не учитываются закупки «Икеи» в Беларуси товаров деревообработки, так как компания имеет представительство в России. Что касается шведского экспорта в Беларусь, то он составил 55 млн. EUR: это химия, продукты сталелитейной промышленности, машины и оборудование.

В ходе семинара эксперты Коммерц-коллегии рассказали об особенностях шведского рынка и торговой политики страны. Они давно известны: Швеция – страна Евросоюза, где проводится полностью централизованная торговая политика. Швеция не может выработать собственные торговые отношения с Беларусью или с другой страной, не входящей в ЕС. Если же у экспортера получится войти в одну из 28 стран ЕС, рынок всего Союза с населением в 510 млн. человек будет перед ним открыт. Но сделать это не просто – есть достаточно жесткие ограничения. Их можно обойти, если у страны экспортера заключено соглашение о свободной торговле или есть преференциальные соглашения – односторонние договоренности для наименее развитых стран. У Беларуси до сих пор таких соглашений нет, соответственно, нет и льготного доступа на рынок.

Белорусские экспортеры могут заявить о себе, больше принимая участие в международных выставках, считает Кристина Юханнесон. «Шведские компании, шведская промышленность плохо знают тот потенциал, который есть у Беларуси. Швеция – тоже небольшая страна, но мы сознательно работали на международной арене много лет», подчеркнула она. Получить информацию об условиях торговли в Швеции, решить возникающие проблемы с нахождением в стране можно по программе «Ворота свободной торговли». Там обещают, что никого игнорировать не будут и будут детально разбираться с каждой ситуацией. Сложности у экспортеров вызывает классификация товара, от которой зависит, какие пошлины и тарифы будут связаны с товаром, технические требования. Онлайн-платформа Еврокомиссии «Служба поддержки» будет в этом полезна – там заложены условия для входа 5000 групп товаров по кодам ТН ВЭД.

Посол Швеции в Беларуси Кристина Юханнесон любезно согласилась ответить на вопросы «Экономической газеты»:

Как вы оцениваете сложившийся объем торговли между странами, и что надо сделать, чтобы он увеличился?

– Мы, конечно же, видим, что наш потенциал не исчерпан. Я думаю, что причина не только в белорусских производителях. Крупные шведские компании – они так или иначе у вас присутствуют, а вот малые и средние – осторожничают. Некоторые попытались обосноваться на российском рынке, у кого-то получилось, у кого-то нет. Если они считают, что им сложно, то «бросают» весь регион. Они идут туда, где им комфортно. Но торговля в наших двусторонних отношениях – основа всего. Все, что мы можем сделать со стороны властей, посольства, БелТПП, например, рассказать, каковы условия работы, мы все сделаем. И это будет способствовать росту нашей торговли.

Есть ли какие-нибудь белорусские товары, которые нравятся шведам?

– К сожалению, в Швеции видят мало белорусских товаров. Пока на первых местах текстильная продукция и деревообработка, это и мебель, и товары, которые закупаются в том числе нашей компанией «Икея». Такие вещи знают хорошо, а другие – плохо.

Нравится ли вам наша молочная продукция?

– Мне лично очень нравится, и когда я жила в России, я часто покупала белорусскую «молочку». Но в Швеции молочная промышленность хорошо развита. Когда речь идет о продуктах питания, в любой стране предпочитают свое. Но мало ли что, все возможно, рынок у нас открытый …

И все-таки нашим экспортерам попасть на ваш рынок совсем не легко…

– Мы являемся страной – участницей Евросоюза, поэтому если у Беларуси будет все в порядке с требованиями ЕС, то весь рынок Евросоюза будет ей открыт. Но нужно иметь в виду, что ЕС – это союз государств, где у многих стран развито свое сельское хозяйство, они очень бережно к этому относятся.

Какие проблемы возникают в Беларуси у шведских бизнесменов, на что они больше жалуются?

– Жалуются на то, что в Беларуси переговоры ведутся дольше, чем в других странах. То есть подготовительная стадия затягивается, и некоторые компании не понимают причины этому. В то же время других жалоб нет, все устраивает. На коррупцию не жалуются, особенно после работы в соседних регионах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by