Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экспорт, импорт и уголовное дело: — где таится опасность

На фоне отказа от принятия одиозного варианта ст. 15 новой редакции Налогового кодекса многие отечественные руководители могут ослабить внимание и упустить риски, основанные на уже существующей правоприменительной практике.

Чем опасно для белорусского биз­несмена использование собственной зарубежной фирмы и какими могут быть последствия связанных с нею схем работы? Об этом рассказывает известный юрист Владимир НЕСМАШНЫЙ.

Сразу оговоримся, что работа по всем описываемым схемам строится на принципах изначального ненарушения закона, использования его регламентированных возможностей и соответствующего документального оформления. Виновность и квалификация «нарушений» определяются исключительно путем доказывания наличия умысла, но ни в одном случае – на прямом документальном нарушении закона или документо-
оборота, и, как вы понимаете, доказать, что у тебя такого умысла не было, как правило, и есть самое трудное.

Описанные ниже претензии белорусских правоохранителей к схемам работы бизнесменов указаны в том виде и по тем основаниям, которые фигурировали в возбужденных уголовных делах.

Схема № 1: свой нерезидент для импорта

Описание. Часто люди, бизнесом которых является импорт с последующей продажей товаров на внутреннем рынке, обзаводятся «кар­манным» нерезидентом: регистрируют в недалеком зарубежье юридическое лицо, выполняющее функции посредника между изначальным поставщиком товара и белорусским импортером.

Основные объективные плюсы использования «своего» нерезидента-посредника:

– как субъект «дружественной» страны, он имеет определенное преимущество при контактах с нерезидентом-поставщиком. Например, производителю-поставщику из Германии или Великобритании гораздо спокойнее и удобнее работать с контрагентом из Польши или Литвы, так как оба находятся в еврозоне, что упрощает и проведение расчетных операций и перемещение товаров по территории государств;

– может выступать «перевалочной базой» для приобретаемых от по­ставщика товаров, в т.ч. с возможностью размещения товаров на складе в непосредственной близости к белорусским границам;

– выполняет функции «финансовой прокладки» при отгрузке товара поставщиком только на условиях предоплаты: посредник использует собственные либо заемные оборотные средства на оплату приобретаемого товара, после чего товар от имени посредника отгружается белорусскому импортеру, который, в свою очередь, оплачивает товар посреднику по факту поставки или с отсрочкой;

– позволяет совершать контролируемую отгрузку товаров белорусскому импортеру с поступлением их на территорию страны импортера в нужные периоды или даты. Это делается с целью: а) планирования и бюджетирования мероприятий по таможенной очистке товара и складской логистике, б) преодоления временных ограничений белорусского законодательства на поступление товара по импорту не позднее 60 дней с момента проведения частичной или полной предоплаты.

Например, товар от польской организации приобретается в Китае, по­ступает в польский порт через 100 дней после проведения платежа китайскому поставщику от польского по­средника. Далее белорусский импор­тер делает польскому контрагенту предоплату и оперативно получает свой товар уже из Польши в условиях, когда срок поступления товара исчисляется с момента проведения оплаты посреднику, а не поставщику;

– позволяет часть дохода от продажи товаров оставить на иностранной территории за счет маржи «своего» посредника при перепродаже товаров. Данный вариант может быть выгоден как при более низких ставках налога на прибыль в иностранном государстве либо при использовании специальных режимов налогообложения, так и при более лояльном, нежели в Беларуси, порядке формирования затрат для уменьшения прибыли «своего» нерезидента с получением денежных средств управляющими или должностными лицами посредника.

Что инкриминируется. Применение данной схемы, по мнению правоохранительных органов, является уклонением от уплаты налогов.

Поскольку посредник обычно «накручивает» маржу (как минимум – для покрытия расходов по товарным и расчетным операциям, как максимум – оставляя у нерезидента основную часть прибыли от продаж), то разница между стоимостью, по которой товар приобретен у поставщика, и стоимостью, по которой товар поставлен белорусскому импортеру, является расходами, «незаконно» включенными в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли. Сумма налога, от уплаты которой «уклонился» импортер, рассчитывается как 18% от маржи посредника-нерезидента, которая устанавливается расчетным методом либо на основании документов, изъятых в ходе проверки либо оперативных мероприятий. При установлении фактов получения белорусскими гражданами доходов от нерезидента-посредника к сумме ущерба добавляется неуплаченный подоходный налог.

В случае, если при создании (покупке долей, акций) организации-нерезидента белорусские учредители не получали разрешения Национального банка на проведение операций, связанных с движением капитала, к уголовному делу прибавляется административное правонарушение – проведение незаконных валютных операций.

Также «довеском» может стать наличие у белорусских учредителей и должностных лиц нерезидента счетов в иностранных банках, куда выводится прибыль или доход от нерезидента.

Способы доказывания. В подавляющем количестве случаев в качестве учредителей и/или руководителей «своего» иностранного юридического лица выступают учредители или должностные лица белорусского импортера либо их близкие родственники.

При этом на территории РБ и часто – в офисе импортера обнаруживаются печати, штампы, фирменные бланки, организационно-распорядительная документация нерезидента, учредительные документы, доверенности.

Данные доказательства под­тверждают: а) подконтрольность иностранного субъекта хозяйствования, б) то, что он был создан намеренно и в основном для исполнения указанных выше функций в интересах конкретного круга лиц, в) использование нерезидента для произвольного изменения затратной части белорусского импортера при исчислении налога на прибыль.

При рассмотрении вопроса о причинении государству вреда вследствие уклонения от уплаты налогов в расчет не принимается увеличение сумм ввоз­ных таможенных пошлин и НДС за счет увеличения ввозной стоимости товара при применении маржи посредником. Если на ввоз товаров при этом законодательством предоставлены льготы по уплате пошлин и/или НДС, то это усугубляет ситуацию и логически усиливает позицию государственного обвинения.

Схема № 2: свой нерезидент для экспорта

Описание. Схема работы очень похожа на вышеприведенную № 1, только наоборот: белорусский биз­несмен специализируется на экспорте, а свой «нерезидент» создается для вывоза товаров с территории РБ за рубеж.

Основные объективные плюсы использования «своего» нерезидента-посредника:

– наличие подконтрольного нерезидента, выступающего в качестве покупателя товаров, вывозимых с территории РБ на экспорт, что не позволяет формально обвинить белорусского производителя-поставщика в отпуске товаров за белорусские рубли посреднику, который осуществляет последующий вывоз за валюту;

– полный контроль вывоза товаров, переадресовки груза из РБ в третью страну при необходимости;

– контроль оплаты товара по­ставщику, в том числе с использованием различных валют в зависимости от потребностей конкретного момента;

– накапливание дохода от перепродажи товара в стране «своего» нерезидента с более выгодным, чем в Беларуси, налогообложением, в т.ч. с использованием специальных налоговых режимов.

Что инкриминируется. Как и в вышеописанной схеме № 1, проверяется факт получения разрешения Нацбанка белорусскими учредителями нерезидента при его организации или приобретении долей (акций).

Также контролируется наличие открытых на имя белорусских граж­дан счетов в иностранных банках, куда зачисляется заработная плата или иной доход от «эксплуатации» компании-нерезидента. Такие счета чаще всего «светятся» при использовании гражданами карточек иност­ранных банков или при проведении оплаты с иностранных счетов иными способами, позволяющими установить реквизиты плательщика.

Однако самым весомым обвинением становится опять же уклонение от уплаты налогов, причем в этот раз в довольно неожиданном ракурсе — в форме уклонения от осуществления функций постоянного представительства.

Если в ходе проверки или оперативных мероприятий будет установлено, что иностранная организация управляется полностью или частично с территории РБ, в т.ч. если здесь основное время находится ее руководитель, полномочный представитель, имеется доступ к бухгалтерскому учету и банковскому счету нерезидента, имеются бланки, организационно-распорядительная документация и учредительные документы, то краеугольным камнем обвинения становится осуществление иностранной организацией деятельности через постоянное представительство на территории Беларуси (п. 1.1. ст. 139 НК РБ) без его регистрации в установленном порядке.

Далее расчет сумм налога, сокрытого от уплаты, производится в зависимости от того, как именно осуществлялась деятельность на территории Республики Беларусь, в соответствии с нормами налогового законодательства.

Способы доказывания. Доказывание осуществления функций постоянного представительства производится по обнаруженным документам, свидетельствующим об учреждении или приобретении нерезидента, управлении им, составлении документов от его имени, о наличии полномочий белорусского представителя, а также свидетельствующих о получении дохода белорусскими учредителями или должностными лицами нерезидента.

Также в основу доказывания могут лечь показания представителей организаций, у которых производилась закупка товаров для вывоза, которые часто указывают на конкретных лиц, которые представляли интересы иностранной организации, вели переговоры, заключали договоры и подписывали товаросопроводительные документы.

Выводы из вышеприведенных схем в определенной степени неутешительны: часто внешне совершенно законная операция может быть подана под переворачивающим с ног на голову «соусом» умысла на уклонение от уплаты налогов или неисполнение иных обязанностей, установленных законодательством.

Поскольку приведенные схемы не единичны, то в первую очередь показаны общие для них нюансы, главные моменты правовой квалификации и основные направления логики правоохранительных органов.

В каждом конкретном случае существуют свои подробности, нюансы и моменты, влияющие на ситуацию в целом, равно как и поиск выхода или работающей системы – это точечный разбор конкретного случая с выработкой принципиальных решений для обеспечения безопасности бизнеса.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений