Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Эксперты: почему растет белорусская экономика и кто ей мешает

Международное агентство Fitch Ratings предрекает нашей стране в ближайшем будущем экономический рост, хотя и достаточно скромный: 3,5% – в 2018 г., 2,5% – в 2019 г. и 2% – в 2020 г. Об этом говорится в обзоре макроэкономической ситуации, подготовленном экспертами данной исследовательской организации в связи с подтверждением выдаваемых ими долгосрочных рейтингов платежеспособности стран и компаний.

Беларусь в состоянии платить по дол­гам, и сильных потрясений ждать не стоит: Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») нашей страны в иностранной и национальной валютах на уровне «B» со «Стабильным» прогнозом.

Что именно легло в основу этих оценок и на какие процессы обратили внимание американские экономисты?

С одной стороны, отмечено достаточно положительных факторов: Беларусь – очень аккуратный и дисциплинированный заемщик, ситуация в национальной экономике улучшается, страна располагает квалифицированными кадрами с достаточно приличным уровнем образования, объем выпуска продукции и доходы населения – далеко не худшие в регионе. Рост экономики РБ поддерживается положительной динамикой в России и других странах – торговых партнерах. А также увеличением внутреннего потребления и инвестиций, т.е. белорусские граждане и предприятия тратят больше денег внутри страны. Fitch также исходит из того, что в определенных ситуациях Беларусь будет получать финансовую поддержку от РФ.

С другой стороны, экспертов беспокоит большой размер внешнего долга при относительно скромных золотовалютных резервах (ЗВР). По оценкам рейтингового агентства, госдолг достиг 52,5% ВВП на конец 2017 г. Практически 90% этих обязательств номинированы в USD, EUR и RUB. На обслуживание внешнего долга уходит 16% от общей суммы текущих платежей страны в иностранной валюте. Значение этих показателей по-прежнему заметно выше, чем у других государств с сопоставимыми рейтингами.

Плюс к тому, имеем слабые перспективы дальнейшего роста, неидеальное состояние банковской системы. В качестве одного из ключевых негативных факторов отмечено влияние крупного госсектора (обеспечившего 47% ВВП в 2017 г.). Очень многие составляющие его предприятия имеют высокую долговую нагрузку и одновременно низкую производительность труда. До излечения этих «болезней госэкономики» роста ждать не приходится.

В этом году по счетам Беларусь платить в состоянии: остающийся к погашению в 2018 г. долг в размере 1,6 млрд. USD будет покрываться благодаря таможенным пошлинам и доходам бюджета, связанным с нефтью и нефтепродуктами, а также финансированию от международных организаций. Часть средств добудут за счет новых заимствований внутри страны. В 2019–2020 гг. ежегодно на погашение валютного долга и процентов по нему будет уходить в среднем 3,4 млрд. USD. Сильная денежная позиция государства (5,01 млрд. USD) способна обеспечить исполнение этих обязательств. Но все это неминуемо приведет к сокращению ЗВР.

Растущий отток валюты из страны отражает увеличение импорта, связанного с завершением проекта БелАЭС. Он частично компенсируется растущим экспортом услуг ИТ-сектора, который уже достиг 1,2 млрд. USD в 2017 г., а в I квартале 2018 г. вырос на 33% к аналогичному периоду предыдущего года.

Fitch ожидает увеличения дефицита общегосударственного бюджета до 2,6% ВВП в 2018 г. и 3,5% ВВП – в 2019 г. Среди прочего, это связано с более высокими расходами по БелАЭС (2,8% и 3,3% ВВП соответственно). Часть средств уйдет на выплаты по выданным государством гарантиям в тех случаях, когда получившие их предприятия сами по долгам рассчитаться не могут. Немалые ресурсы также пойдут на урегулирование проблем банковской системы с многократно пролонгированными и «зависшими» в непогашенном состоянии кредитами. Ведь однажды эти долги придется кому-то оплачивать. Но в целом, нет ухудшения ситуации в финансовой сфере, давление на нее ослабло: доля таких проблемных кредитов стабилизировалась на уровне около 13% со второй половины 2017 г. По мнению Fitch, эта цифра может быть выше, если оценивать все «плохие» долги с точки зрения международных стандартов финансовой отчетности.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений