$

2.0152 руб.

2.3327 руб.

Р (100)

3.1437 руб.

Ставка рефинансирования

10.50%

Инфляция

-0.30%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Образование

Экосистема для цифровых инноваций в странах Восточного партнерства

01.06.2018

Цифровые технологии развиваются настолько быстро, что традиционная система образования не успевает адаптироваться к спросу на обучение. Надо больше ориентироваться на практику и переложить часть функций обучения и консультирования на сектор организаций инновационной инфра­структуры и консалтинговые компании, считает директор по сотрудничеству со странами ЕС и Восточного партнерства научно-технической ассоциации «Инфопарк» Анна ПОБОЛЬ.

Она представила на международной конференции «New Skills for New Jobs – Новыя навыкi для новых спраў: падрыхтоўка кад­раў ва ўмовах змянення тэхналагiчных укладаў» результаты профинансированного Европейской комиссией исследования «Экосистемы для ИКТ-инноваций и стартапов», проведенного в 2017–2018 годах в странах Восточного партнерства (ВП) (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина).

Исследователи изучили проб­лемы ограничения в развитии цифровых рынков и экосистему для поддержки цифровых инноваций. Они оценили условия, сложившиеся для того, чтобы инновационные технологии могли быть восприняты и использованы для повышения производительности и увеличения добавленной стоимости всеми отраслями экономики.

Под цифровыми (ИКТ) инновациями понимается широкий спектр инноваций, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), включая новые методологические рамки, технологии, и организационные инновации в раз­работке программного обеспечения, программное обеспечение для обслуживания ранее не обслуженных бизнес-процессов, инновационные продукты или услуги с поддержкой ИКТ, а также новые модели сотрудничества с участием ИКТ-компаний или цифровые платформы.

Цифровая трансформация существующих предприятий и создание инновационных пред­приятий с биз­нес-­моделью, основанной на цифровых технологиях, требуют новых ком­петенций и навыков. Некоторые из них могут быть освоены самими предприятиями, другие должны быть включены в практику оказания сервисов специализированными организациями инновационной инфраструктуры и игроками экосистем.

«И традиционным предприятиям, и основателям специальных бизнесов, которые пытаются использовать цифровые бизнес-модели, нужны новые компетенции, которые не все­гда можно получить на рынке и не всегда целесообразно развивать в виде профессионального обучения своих сотрудников, потому что современные тех­нологии со­вершенствуются очень бы­стро. Возможно, часть ком­петенций должна быть доставлена экосистемой, под которой я подразумеваю не только систему образования, но и другие организации инновационной инфраструктуры, оказывающие под­держку бизнесу. Логично, что для того чтобы создавать условия для предприятий, осваивать новые рынки с новыми технологиями, нужны четко сформулированные новые правила. Это требует компетенций и от регуляторов», – подчеркнула А. Поболь. Она отметила, что даже в Евросоюзе, несмотря на большое количество передовых практик и опыта, не существует единого стратегического сис­темного подхода, чтобы поддерживать цифровые инновации.

Исследование инфраструктуры стран ВП выявило около 100 сервисов, которые необходимо предоставлять в под­держ­ку цифровых инноваций. Национальные эксперты в каждой стране собрали информацию о количестве организаций, которые каким-то образом касаются поддержки цифровых инноваций, – получилось в общей слож­ности 840. И на этом этапе наблюдается значительное от­личие структуры экосистемы в странах ВП и Евросоюза. «В наших странах это в первую очередь университеты (превалирующая доля), в странах ЕС – акселераторы, хабы цифровых инноваций и разные центры компетенций, которые поддерживают предприятия на более поздних стадиях. На опреде­ленных стадиях развития бизнесы нуж­даются в различных знаниях, поскольку сталкиваются с раз­личными вызовами. Точно так же, как для финансирования стадий жиз­ненного цикла уже сформировалась специализация среди финансирующих игроков, так и ос­тальные потребности бизнеса могут обслуживаться специализированными субъектами инновационной инфра­струк­туры, цент­рами компетенций и т.д.».

Часть исследования посвящена пробелам в компетенциях для цифровых инноваций для трех ключевых групп: бизнес, организации инновационной инфраструктуры, регуляторы. Сами респонденты оценили важность знаний в 8–9 баллов из 10, а способность экосистемы их предоставить – 4–6 баллов.

Наибольшие потребности биз­неса:

– разработка цифровых биз­нес-стратегий и дорожных карт;

– разработка инновационных биз­нес-­моделей на основе циф­ровых технологий;

– разработка и дизайн цифровых продуктов и услуг;

– управление инновациями, изменениями, рисками на циф­ровых рынках;

– управление интеллектуальной собственностью на цифровых рынках;

– менеджмент на цифровых рынках;

– подготовка структурированного бизнес-плана для цифрового бизнеса;

– быстрые и виртуальные методы прототипирования;

– подбор персонала и управление персоналом на цифровых рынках.

Но, по мнению А. Поболь, разработка политики и регулирование в сфере цифровой экономики – это знания, с развития которых надо начинать. Делать цифровую политику очень тяжело, это требует понимания существующих инструментов и создания новых инструментов, которых не было для традиционных отраслей, и способность координации между различными сферами ответственности. Пред­ставители госорганов заявили исследователям, что у них достаточно знаний, чтобы иници­ировать дискуссию о конкретных на­правлениях, но по большинству из них недостаточно знаний, чтобы заниматься оперативным регулированием.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Менеджмент: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях