Экономический потенциал ШОС для Минска: как эффективно использовать Пекинскую переговорную площадку

За беспрецедентно короткий срок Беларусь преодолела все бюрократические этапы вступления в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС): от партнера по диалогу через статус наблюдателя к полноправному членству. Находясь 15–16 октября 2024 г. с визитом в Исламабаде, премьер-министр Беларуси Роман Головченко на правительственном саммите завершил в уходящем году серию внешнеполитических шагов Беларуси по закреплению присутствия страны в организации.
В чем экономическая квинтэссенция Пекинской переговорной площадки, какой вклад Беларусь может внести в потенциал этой организации и какие практические выгоды сулит официальное в ней пребывание?
«Шанхайская пятерка» (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) заявила о своем существовании 15 июня 2001 г. В качестве приоритетов деятельности авторы проекта обозначили сферу безопасности и торгово-экономические отношения.
Будучи партнером ШОС по диалогу с 2010 г. и наблюдателем с 2015 г., Беларусь в 2022 г. на заседании Совета Глав государств в Самарканде добилась принятия решения о начале процедуры вступления в организацию в качестве полноправного члена.
Эстафету приняло внешнеполитическое ведомство, которое на экспертном уровне в январе 2023 г. в Варанаси (Индия) подписало протокол по итогам консультаций уполномоченных представителей. Было положено начало выполнению необходимых международно-юридических процедур. В июле 2023 г. на уровне министра иностранных дел подписан меморандум об обязательствах Минска при вступлении в организацию. Логическим завершением стало официальное объявление на саммите в Астане 4 июля 2024 г. о полноправном членстве Беларуси в ШОС.
Философия нашего присутствия в организации более или менее ясна. Кроме вопросов международной безопасности и проблематики гуманитарного характера важнейшим направлением работы станет экономика.
Во-первых, предстоит разрабатывать и отстаивать предложения в рамках соглашения о межбанковском сотрудничестве, чтобы предметно включиться в процессы финансирования и банковского обслуживания инвестиционных проектов. Здесь следует обратить внимание на открывающиеся возможности взаимодействия по линии Банка развития Казахстана, Государственного банка развития Китая, российского Банка развития и внешнеэкономической деятельности, государственного сбербанка Таджикистана «Амонатбонк», Национального банка внешнеэкономической деятельности Узбекистана, «РСК Банк» Кыргызстана, пакистанского «Хабиб Банк Лимитед», «Индийской инфраструктурной финансовой компании», Евразийского банка развития, Банка развития Монголии.
На этой переговорной площадке появится возможность участвовать в «мозговых штурмах» по актуальным банковским и финансовым темам при непосредственном участии руководителей банковских структур стран ШОС. Создаются благоприятные условия для продвижения двусторонних и многосторонних инвестиционных проектов, совершенствования механизма сопровождения и финансирования предпроектной подготовки, выработки скоординированной позиции по вопросам взаимодействия с новыми и создаваемыми финансовыми институтами.
На недавнем правительственном саммите в Исламабаде Роман Головченко уже призвал активизировать работу по созданию Банка развития и Фонда развития ШОС, которые могли бы быть использованы в целях финансирования совместных проектов в сфере устойчивого развития. Безусловно, за этим предложением стоит стремление создать противовес санкционной политике Запада. Премьер озвучил, что сегодня треть стран ШОС находится под таким прессингом. Можно предположить, что в этом же русле на различных уровнях будут вноситься предложения и по увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах между странами ШОС. Свое слово в этом вопросе в качестве полноправного члена сможет сказать «Беларусбанк», который регулярно будет принимать участие в заседаниях Совета межбанковского объединения ШОС.
Белорусский премьер озвучил в Исламабаде идею создания Межбиржевого союза ШОС, который позволил бы содействовать унификации подходов в сфере организованной биржевой торговли и повышению взаимного биржевого товарооборота, развитию собственной системы ценовых индикаторов с целью стабилизации цен и обеспечения справедливого ценообразования на товары и услуги на пространстве ШОС.
Во-вторых, важным будет участие Беларуси и в работе совещания министров транспорта стран ШОС. Появится возможность на равноправной основе принимать участие в разработке инвестиционных проектов в транспортной сфере, совершенствовании логистических цепочек продвижения товаров, иметь доступ к информации транспортных ведомств.
Дело в том, что через Беларусь идут важные транспортные коридоры из Азии в Европу в рамках проекта «Пояс и Путь». Минск принимает участие в развитии международного транспортного коридора «Север – Юг» и Северного морского пути. В этом смысле РБ заинтересована в подключении к развитию общего транспортно-логистического пространства ШОС, в т.ч. путем стимулирования международных автомобильных, железнодорожных, морских, мультимодальных перевозок, ускорения и цифровизации процедур контроля, освоения транспортных коридоров. Беларусь с большой долей вероятности будет активно предлагать членам ШОС обсуждать тематику транспортной взаимосвязанности и развития новых схем логистики.
В-третьих, целесообразным будет вхождение в дискуссионный клуб вокруг так называемого форума регионов ШОС. В последние десятилетия в структуру внешней политики Беларуси органично вписался компонент межрегионального сотрудничества. Практически любой визит на высшем уровне и любое начало двусторонних отношений с зарубежными странами сопровождаются включением в работу экономического потенциала регионов. Став полноправным членом ШОС, Беларусь сможет продвигать экономические проекты не только на республиканском уровне, но и по линии облисполкомов и Мингорисполкома. Главное здесь – найти эффективную формулу взаимодействия между регионами и внешнеполитическим ведомством. Поддержка регионального экономического партнерства, создание благоприятных условий для торговли и инвестиций с целью свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий сегодня находятся в центре внимания Секретариата ШОС, поэтому для Беларуси важно войти в этот процесс и стать его активным участником.
В-четвертых, более эффективному и оперативному решению вопросов внешнеэкономической деятельности будет способствовать полноправное участие белорусской стороны в специальной рабочей группе по таможенному сотрудничеству, отвечающей за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность стран ШОС.
В-пятых, предметному вовлечению деловых кругов в реализацию экономических проектов ШОС будет способствовать доступ к переговорной площадке по линии Делового совета. Появится возможность более эффективно изыскивать источники финансирования проектов, участвовать в информационном обмене и контактно-кооперационных биржах. Учитывая, что Деловой совет ШОС плотно сотрудничает с министерствами и ведомствами экономического блока правительств и не подменяет их работу, создается уникальная возможность для развития частно-государственного партнерства. Свое веское слово здесь должны будут сказать Белорусская торгово-промышленная палата и Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен.
Подводя промежуточный итог взаимодействию Беларуси и ШОС, заместитель министра иностранных дел Игорь Назарук в одном из интервью отметил, что «не надо ожидать от вступления в ШОС немедленного экономического эффекта», тут же подчеркнув: «Понятно, что "молодые" члены организации полны решимости привнести новизну в работу, и мы будем занимать активную позицию».
От себя добавим, что со вступлением Беларуси в ШОС в качестве полноправного члена, без всякого сомнения, открывается широкий спектр возможностей для дальнейшей интеграции страны в мировую хозяйственную систему в непростых геополитических условиях. В то же время конкретные результаты нашего участия в организации будут напрямую зависеть от активности государственных органов и степени их творческого подхода к разработке и продвижению новых инициатив, способности вовлечь в орбиту международного экономического сотрудничества регионы, а также малый и средний бизнес.