$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

Эффективна ли Антиинфляционная программа

23.10.2018
Эффективна ли Антиинфляционная программа
Фото: insidehighered.com

Cовместным постановлением Совмина и Нацбанка от 11.09.2018 № 685/12 утверждена Антиинфляционная программа (далее – Программа). Документ включает в себя 22 пункта и отражает объективный взгляд белорусских чиновников на проблему инфляции в Беларуси. Что конкретно они предлагают и насколько выполнима Программа?

Программа рассчитана на 3 года, с 2018-го по 2020-й, и представляет собой перечень мероприятий, которые правительство и Нацбанк намерены реализовать в целях уменьшения инфляции в Беларуси в среднесрочной перспективе.

Вся Программа разделена на 4 раз­дела: «Денежно-кредитная политика», «Ценовая политика», «Развитие кон­куренции» и «Сокращение ин­фляционных ожиданий». Все антиинфляционные мероприятия, изложенные в документе, условно можно подразделить на традиционные и новые.

Традиционные методы

К традиционным методам борьбы с инфляцией, перечисленным в Прог­рамме, следует отнести дальнейшую работу экономических властей страны по управляемому росту тарифов для населения.

Между тем именно госрегулирование цен в сфере ЖКХ, пассажирских городских и пригородных перевозок, железнодорожных перевозок, а также в сфере электросвязи и почтой связи в последние годы является основной составляющей ро­ста инфляции в Беларуси.

В условиях отсутствия реальной конкуренции экономически нельзя просчитать «справедливые» цены на услуги белорусских предприятий–монополистов, а значит, невозможно достичь и 100%-ного возмещения затрат, как намереваются сделать это чиновники в обоснование роста цен, например, на услуги ЖКХ или почты.

Рыночный закон о том, что имен­но спрос определяет предложение, а не наоборот, в условиях монополий не работает, поэтому не срабатывает и механизм, стимулирующий пред­приятия–монополисты к экономии и бережливости. Следовательно, у таких предприятий нет и стимулов для снижения затрат. В подобных условиях процесс достижения 100%-ного возмещения затрат бесконечен, как бесконечен процесс совершенствования работы любого предприятия, желающего улучшить свое финансовое и материальное состояние за счет потребителей.

В этой связи попытка достичь пол­ного возмещения затрат без структурных изменений в вышеперечисленных сферах мало реализуема и, скорее всего, станет катализатором дальнейшего роста ин­фляции в Беларуси.

Также неэффективными видятся и меры по установлению прогнозных и индикативных показателей уровня инфляции на товары и услуги.

Напомним, что инфляция является показателем, характеризующим со­стояние экономики, т.е. фактически следствием той экономической политики, которую проводит государство. Если прибегнуть к параллелям с медициной, то уровень инфляции, как и температура тела больного, является базовым индикатором, который позволяет определить реальное состояние экономики и человека соответственно.

По этой причине установление планируемого или индикативного показателя инфляции не сделает экономику богаче, как не сделает человека здоровее попытка довести до него планируемый уровень температуры. Наоборот, планируемые и индикативные показатели инфляции искажают реальное положение в экономике, что не позволяет правительству выработать реальные меры, способствующие экономическому росту.

Невозможно вылечить человека, не зная его реальной температуры, а говоря ему лишь о планируемой температуре на ближайшие годы. Пока данную аксиому не усвоят белорусские чиновники, ответственные за борьбу с инфляцией, реального ее снижения ожидать не стоит.

Помимо плановых и индикативных показателей инфляции, вредны и методики расчета предельных отпускных цен, а также регулирования цен для отдельных сфер экономики.

В Программе заложены мероприятия по разработке методик расчета цен на лекарственные средства, сельхозпродукцию. Предлагаются мероприятия по регулированию цен госорганизациями, установлению дифференцированных цен на природный газ для отдельных категорий предприятий, применение новых методик расчета таможенной стоимости товаров и т.д.

Проведем опять аналогию с медициной: прямое вмешательство государства в процесс формирования цен означает то же самое, как если бы доктор «назначал» каждому больному свой уровень температуры в качестве нормального значения.

Очевидно, что практически для всех людей существует один и тот же нормальный уровень температуры. Точно также едины подходы к ценообразованию на всех предприятиях и для всех категорий товаров и услуг. Попытка же расширить перечень товаров и услуг, на которые чиновники регулируют цены административно, – это фактически стремление доказать, что люди с нормальной температурой скорее исключение, чем правило.

Новые методы

К новым методам следует отнести работу по формированию монетарных условий, направленных на поддержание инфляции в Беларуси в ближайшие 3 года на уровне 4%. Этим планирует заняться Нацбанк.

Пожалуй, впервые главный банк страны закрепляет в нормативном документе основной целью денежно-кредитной политики регулирование не курса валют, а уровня инфляции.

В этой связи важно понимать, каковы реальные возможности Нац­банка по таргетированию инфляции в условиях сложившейся в Беларуси преимущественно командно-административной модели экономики. Равно как и полномочия Нацбанка по внесению изменений в Банковский Кодекс Беларуси по усилению собственной операционной самостоятельности. От того, насколько эффективно законодательно и операционно Нацбанк сможет противостоять госсектору экономики, ориентированному на дешевые кредиты, и будет зависеть уровень инфляции в Беларуси в среднесрочной перспективе.

К новым методам борьбы с инфляцией следует также отнести мероприятия, направленные на развитие конкуренции. При этом сам перечень мероприятий содержит как традиционные меры (например, регулирование цен на товары и услуги предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке), так и новые.

К новым мерам относятся предложения по внесению изменений в законодательство, ограничивающее конкуренцию; выявление запретов и ограничений при движении товаров между регионами Беларуси, а также введение дополнительной административной ответственности для должностных лиц за нарушения законодательства о конкуренции.

При анализе перечня мероприятий по развитию конкуренции очевиден их половинчатый характер. Так, большинство монополистов являются госпредприятиями, а значит, без реальной приватизации и развития частного сектора достичь настоящей конкуренции в Беларуси не получится.

К новым «экзотическим» мерам по борьбе с инфляцией следует отнести мероприятия, направленные на сокращения инфляционных ожиданий в Беларуси.

Опять же, эти мероприятия имеют ограниченный и традиционный характер. Так, проведение информационной компании (наряду с запретом на использование иност­ранной валюты в расчетах и совершенствованием мониторинга над ценами) мы уже «проходили». Эти меры в большинстве своем оказались малоэффективными.

Куда более действенными и проверенными экономическими мероприятиями по снижению инфляционных ожиданий населения и бизнеса могли бы стать меры государства, направленные на повышение реальной ценности белорусского рубля.

К таковым мерам можно отнести, например, привязку рубля к драгметаллам («золотой стандарт на белорусский рубль»), введение свободной продажи земли и прочих природных и государственных активов за национальную валюту.

Целью этих и других мероприятий должны стать более широкое применение белорусского рубля в качестве платежного инструмента, приближение белорусского рубля к критериям свободно конвертируемой валюты. Когда белорусский рубль станет реальной свободно конвертируемой валютой, то экономических оснований для инфляционных ожиданий в стране не будет.

Обобщая анализ предлагаемых государством антиинфляционных мер следует еще раз подчеркнуть, что большинство из них могут оказаться неэффективными без проведения структурных изменений в экономике и законодательстве. В этой связи необходимо помнить, что любая экономическая проблема должна решаться комплексно и не может быть решена только за счет одной программы на бумаге, какой бы хорошей она ни была.

Автор публикации: Александр ЖУК аудитор, alex_asper@mail.ru