$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инвестиции

ЕБРР научит управлять и поможет материально

15.09.2017
ЕБРР научит управлять и поможет материально
Президент ЕБРР Сумы Чакрабарти

Европейский банк реконструкции и развития поможет Беларусь улуч­шить инвестиционный климат и корпоративное  управление. Для этого будет реализован ряд проектов кредитования, а также коммерциализации и управления государственными предприятиями.

В ходе визита президента ЕБРР Сумы Чакрабарти в Беларусь стороны подписали в Минске 3 меморандума о взаимопонимании. Первый – с ЕС о выделении 6 млн. EUR на 4 года для развития Программы консультаций малого бизнеса в Беларуси, второй – о программе кредитования малого биз­неса в национальной валюте в объеме 500 млн. EUR. Третий меморандум касается совершенствования корпоративного управления на госпредприятиях.

На пресс-конференции 13 сен­тября г-н Чакрабарти заметил, что за 2,5 года, прошедших со времени его последнего визита, в нашей стране многое изменилось. Принятая год назад новая страновая стратегия позволяет лучше взаимодействовать по ряду направлений и проектов с различными сек­торами в Беларуси. Спектр потенциальных проектов сейчас намного шире, чем когда-либо в истории ЕБРР. В этом году объем инвестиций в Беларуси может составить 200 млн. EUR. Это, по словам г-на Чакрабарти, стало возможным благодаря усилиям правительства по улуч­шению инвестиционного климата. Особая роль здесь от­водится консультативным советам по инвестициям и пред­принимательству. Такие органы могут быть очень полезными проводниками передовых идей и рекомендаций правительству, представляя интересы частного сектора, сказал г-н Чакрабарти.

По мнению главы ЕБРР, необходимо ежегодно совершать какие-то знаковые сделки, чтобы сохранить темпы взаимодействия и инвестирования в страну. В текущем году эту роль играют кредиты, выделенные компаниям «Чистый берег» и «Ома». Такие случаи – элемент стратегии банка, который заинтересован не только в крупных правительственных ин­фраструктурных проектах или малых предприятиях. Глава ЕБРР уверен, что присутствие в стране международной финансовой организации будет благоприятным, если оно улучшает жизнь простых людей. На­пример, в прошлом году было заключено соглашение о реабилитации водоочистных со­оружений в Лиде, Орше и Новополоцке. В результате реализации этого проекта улучшится качество жизни для 400 тыс. человек.

ВТОРАЯ важная тема – продолжение диалога с правительством о приватизационных и предприватизационных сдел­ках. К каждой из них предполагается индивидуальный под­ход. Важно оценивать возможность повышения эффективности управления предприятием, чтобы в будущем привлекать стратегического инвестора к приобретению государственных активов, отметил глава ЕБРР.

Среди таких мероприятий пока известен лишь проект приватизации Белинвестбанка. В ЕБРР намерены довести его до конца и активно инвестируют в банк. На прошлой неделе руководством ЕБРР одоб­рено предоставлении 50 млн. EUR кредита правительству Беларуси, который будет передан Белинвестбанку в виде субординированного кредита, с по­следующей конвертацией в капитал банка. Кроме того, ЕБРР анализирует деятельность ряда предприятий, предложенных правительством в качестве потенциальных кандидатов для трансформации и приватизации. Назвать их представители ЕБРР отказались, ссылаясь на конфиденциальность. Так что журналистам пришлось удовлетвориться лишь комплиментом в адрес правительства за готовность расстаться с некоторыми государственными активами.

В РАМКАХ меморандума ЕБРР намерен помочь ряду госпредприятий улучшить си­стему корпоративного управления и повысить уровень ком­мерциализации их деятельности. В банке надеются изменить менталитет руководства гос­предприятий, чтобы они начали мыслить коммерческими категориями. Прежде чем приватизировать такие предприятия, их нужно подготовить, внед­рить современные практики бизнес-планирования, построения операций, управления персоналом. Здесь, очевидно, придется столкнуться с некоторым противодействием, по­скольку у директората за многие годы закрепились определенные стереотипы и приоритеты, от которых нелегко избавиться. Например, в Белинвест­банке при принятии программы институционального развития потребовалось сменить все руководство банка, что было логично с учетом масштабов перемен.

Существенную роль здесь также играет регионализация предприятий, т.е. привязка к той местности, где они находятся. Тут придется разбираться с противоречиями, обусловленными связью многих пред­приятий с республиканским бюджетом и концентрацией управления в столице, с одной стороны, и интересами местных властей и бюджетов – с другой.

Планируется провести кон­курсы по отбору консультантов для реализации пилотного проекта, рассказал глава ЕБРР в Беларуси Алексей Пивоварский. В дальнейшем банк окажет им техническую помощь, протестирует новые подходы к управлению.

В ходе затянувшегося об­суждения программы сотрудничества МВФ и Беларуси одним из камней преткновения стал вопрос скорости транс­формации и возможности ком­мерциализации госпредприятий. Найти приемлемый вариант так и не удалось, хотя зарубежные консультанты имеют богатый опыт такой трансформации. Дело пока не дошло даже до пилотного проекта, в рамках которого какие-либо госпредприятия превратились бы в коммерчески ориентированные, с системой корпоративного управления и финансовой отчетностью, соответствующими западным стандартам. Теперь такой проект может быть реализован в рамках холдинга «Белавтодор». Если эксперимент окажется удач­ным, он станет образцом для остальных.

По мнению специалистов ЕБРР, выигрыш будет в любом случае. В ходе аудита можно будет оценить эффективность управления госпредприятий, бизнес-процессов, внутреннего контроля и остальных аспектов их деятельности. Это повысит привлекательность компании для инвесторов в случае приватизации, а если она останется в собственности государства, то оно и воспользуется результатами проделанной работы – если, конечно, пожелает.

В ЕБРР понимают, что гос­предприятиями в Беларуси управляют министерства, «так исторически сложилось». Но все можно изменить: нужно лишь перейти к более профессиональному менеджменту. Руководить предприятиями дол­жны не госслужащие, а менеджеры, причем система их отчетности, как полагают в ЕБРР, позволит не терять контроль. На пресс-конференции не уточ­нили, как эта идея впишется в концепцию «разделения функ­ций государства как регулятора и собственника», закрепленную в программах белорусских вла­стей. По-видимому, зарубежные консультанты надеются на такие сдвиги в ментальности наших чиновников, которые по­зволят поменять роль и форму вовлечения государства в работу госпредприятий. По­следние должны работать на тех же принципах, что и частные ком­пании. За государством ЕБРР предлагает сохранить в основном социальные функции и инфраструктуру.

ОТЧАСТИ это совпадает с планами белорусских властей. Так, укрепление корпоративного управления в организациях госсектора значится в числе приоритетов программы социально-экономического развития на 2016–2020 годы. В част­ности, запланировано внедрение уже в этом году во всех стратегически значимых организациях передовых мировых практик корпоративного управления с укреплением их хозяйственной самостоятельности и привлечением к управлению ими профессиональных управляющих, а в 2018 г. – стандартов бухгалтерской отчетности согласно МСФО. Но на практике движение порой идет в обратном направлении. Примером тому служит принятие указов и постановлений правительства, нормы которых принципиально отличаются от подходов, принятых в МСФО, и позволяют искажать финансовые результаты предприятий. С этой проблемой еще придется столкнуться кон­сультантам ЕБРР. Пока пред­ставитель банка, отвечая на вопрос корреспондента «ЭГ», стал объяснять, что достоверность отчетности должна зависеть от конкретного предприятия, качества работы департамента внутреннего аудита, профессионализма в ведении учета. В банке полагают, что определять учетную политику ком­паний должны их менеджеры, а не государство, которое лишь устанавливает стратегические цели и контролирует движение к ним. Будем надеяться, что подписанный меморандум и разработанные в процессе его реализации рекомендации по­зволят установить в Беларуси именно такие принципы корпоративного уп­равления. А если этим принципам будут следовать, то результаты работы предприятий реально улучшатся.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА