ЕБРР научит управлять и поможет материально
Европейский банк реконструкции и развития поможет Беларусь улучшить инвестиционный климат и корпоративное управление. Для этого будет реализован ряд проектов кредитования, а также коммерциализации и управления государственными предприятиями.
В ходе визита президента ЕБРР Сумы Чакрабарти в Беларусь стороны подписали в Минске 3 меморандума о взаимопонимании. Первый – с ЕС о выделении 6 млн. EUR на 4 года для развития Программы консультаций малого бизнеса в Беларуси, второй – о программе кредитования малого бизнеса в национальной валюте в объеме 500 млн. EUR. Третий меморандум касается совершенствования корпоративного управления на госпредприятиях.
На пресс-конференции 13 сентября г-н Чакрабарти заметил, что за 2,5 года, прошедших со времени его последнего визита, в нашей стране многое изменилось. Принятая год назад новая страновая стратегия позволяет лучше взаимодействовать по ряду направлений и проектов с различными секторами в Беларуси. Спектр потенциальных проектов сейчас намного шире, чем когда-либо в истории ЕБРР. В этом году объем инвестиций в Беларуси может составить 200 млн. EUR. Это, по словам г-на Чакрабарти, стало возможным благодаря усилиям правительства по улучшению инвестиционного климата. Особая роль здесь отводится консультативным советам по инвестициям и предпринимательству. Такие органы могут быть очень полезными проводниками передовых идей и рекомендаций правительству, представляя интересы частного сектора, сказал г-н Чакрабарти.
По мнению главы ЕБРР, необходимо ежегодно совершать какие-то знаковые сделки, чтобы сохранить темпы взаимодействия и инвестирования в страну. В текущем году эту роль играют кредиты, выделенные компаниям «Чистый берег» и «Ома». Такие случаи – элемент стратегии банка, который заинтересован не только в крупных правительственных инфраструктурных проектах или малых предприятиях. Глава ЕБРР уверен, что присутствие в стране международной финансовой организации будет благоприятным, если оно улучшает жизнь простых людей. Например, в прошлом году было заключено соглашение о реабилитации водоочистных сооружений в Лиде, Орше и Новополоцке. В результате реализации этого проекта улучшится качество жизни для 400 тыс. человек.
ВТОРАЯ важная тема – продолжение диалога с правительством о приватизационных и предприватизационных сделках. К каждой из них предполагается индивидуальный подход. Важно оценивать возможность повышения эффективности управления предприятием, чтобы в будущем привлекать стратегического инвестора к приобретению государственных активов, отметил глава ЕБРР.
Среди таких мероприятий пока известен лишь проект приватизации Белинвестбанка. В ЕБРР намерены довести его до конца и активно инвестируют в банк. На прошлой неделе руководством ЕБРР одобрено предоставлении 50 млн. EUR кредита правительству Беларуси, который будет передан Белинвестбанку в виде субординированного кредита, с последующей конвертацией в капитал банка. Кроме того, ЕБРР анализирует деятельность ряда предприятий, предложенных правительством в качестве потенциальных кандидатов для трансформации и приватизации. Назвать их представители ЕБРР отказались, ссылаясь на конфиденциальность. Так что журналистам пришлось удовлетвориться лишь комплиментом в адрес правительства за готовность расстаться с некоторыми государственными активами.
В РАМКАХ меморандума ЕБРР намерен помочь ряду госпредприятий улучшить систему корпоративного управления и повысить уровень коммерциализации их деятельности. В банке надеются изменить менталитет руководства госпредприятий, чтобы они начали мыслить коммерческими категориями. Прежде чем приватизировать такие предприятия, их нужно подготовить, внедрить современные практики бизнес-планирования, построения операций, управления персоналом. Здесь, очевидно, придется столкнуться с некоторым противодействием, поскольку у директората за многие годы закрепились определенные стереотипы и приоритеты, от которых нелегко избавиться. Например, в Белинвестбанке при принятии программы институционального развития потребовалось сменить все руководство банка, что было логично с учетом масштабов перемен.
Существенную роль здесь также играет регионализация предприятий, т.е. привязка к той местности, где они находятся. Тут придется разбираться с противоречиями, обусловленными связью многих предприятий с республиканским бюджетом и концентрацией управления в столице, с одной стороны, и интересами местных властей и бюджетов – с другой.
Планируется провести конкурсы по отбору консультантов для реализации пилотного проекта, рассказал глава ЕБРР в Беларуси Алексей Пивоварский. В дальнейшем банк окажет им техническую помощь, протестирует новые подходы к управлению.
В ходе затянувшегося обсуждения программы сотрудничества МВФ и Беларуси одним из камней преткновения стал вопрос скорости трансформации и возможности коммерциализации госпредприятий. Найти приемлемый вариант так и не удалось, хотя зарубежные консультанты имеют богатый опыт такой трансформации. Дело пока не дошло даже до пилотного проекта, в рамках которого какие-либо госпредприятия превратились бы в коммерчески ориентированные, с системой корпоративного управления и финансовой отчетностью, соответствующими западным стандартам. Теперь такой проект может быть реализован в рамках холдинга «Белавтодор». Если эксперимент окажется удачным, он станет образцом для остальных.
По мнению специалистов ЕБРР, выигрыш будет в любом случае. В ходе аудита можно будет оценить эффективность управления госпредприятий, бизнес-процессов, внутреннего контроля и остальных аспектов их деятельности. Это повысит привлекательность компании для инвесторов в случае приватизации, а если она останется в собственности государства, то оно и воспользуется результатами проделанной работы – если, конечно, пожелает.
В ЕБРР понимают, что госпредприятиями в Беларуси управляют министерства, «так исторически сложилось». Но все можно изменить: нужно лишь перейти к более профессиональному менеджменту. Руководить предприятиями должны не госслужащие, а менеджеры, причем система их отчетности, как полагают в ЕБРР, позволит не терять контроль. На пресс-конференции не уточнили, как эта идея впишется в концепцию «разделения функций государства как регулятора и собственника», закрепленную в программах белорусских властей. По-видимому, зарубежные консультанты надеются на такие сдвиги в ментальности наших чиновников, которые позволят поменять роль и форму вовлечения государства в работу госпредприятий. Последние должны работать на тех же принципах, что и частные компании. За государством ЕБРР предлагает сохранить в основном социальные функции и инфраструктуру.
ОТЧАСТИ это совпадает с планами белорусских властей. Так, укрепление корпоративного управления в организациях госсектора значится в числе приоритетов программы социально-экономического развития на 2016–2020 годы. В частности, запланировано внедрение уже в этом году во всех стратегически значимых организациях передовых мировых практик корпоративного управления с укреплением их хозяйственной самостоятельности и привлечением к управлению ими профессиональных управляющих, а в 2018 г. – стандартов бухгалтерской отчетности согласно МСФО. Но на практике движение порой идет в обратном направлении. Примером тому служит принятие указов и постановлений правительства, нормы которых принципиально отличаются от подходов, принятых в МСФО, и позволяют искажать финансовые результаты предприятий. С этой проблемой еще придется столкнуться консультантам ЕБРР. Пока представитель банка, отвечая на вопрос корреспондента «ЭГ», стал объяснять, что достоверность отчетности должна зависеть от конкретного предприятия, качества работы департамента внутреннего аудита, профессионализма в ведении учета. В банке полагают, что определять учетную политику компаний должны их менеджеры, а не государство, которое лишь устанавливает стратегические цели и контролирует движение к ним. Будем надеяться, что подписанный меморандум и разработанные в процессе его реализации рекомендации позволят установить в Беларуси именно такие принципы корпоративного управления. А если этим принципам будут следовать, то результаты работы предприятий реально улучшатся.