Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕАЭС прописали курс на дедолларизацию

Евразийский банк развития (ЕАБР) в очередном ежемесячном обзоре, который был назван «Страны ЕАБР: курс на дедолларизацию», назвал расширение использования национальных валют основным направлением улучшения качества экономической среды в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

К таким выводам экспертов ЕАБР подтолкнули события последнего времени, когда усиление антироссийских санкций и меры торгового протекционизма со стороны Соединенных Штатов затронули не только российский рубль, но и все остальные валюты региона, которые или серьезно ослабли, или испытали существенные курсовые колебания. Это, в свою очередь, показало, что с экономической точки зрения государства ЕАЭС чрезвычайно уязвимы к внешним шокам, особенно когда такие шоки инициируются крупнейшей экономикой планеты.

Причина такой зависимости проста. По мнению специалистов ЕАБР – это высокая степень долларизации экономик союза, которая находит свое отражение как в международных расчетах, так и во внутренних финансовых операциях в каждой из наших стран. Чтобы ее ослабить, в первую очередь необходимо шире использовать собственные валюты при осуществлении межгосударственных расчетов. А во вторую – «дедолларизировать» собственную экономику и повысить уровень доверия к национальной валюте, чем все наши страны с разной степенью успеха занимаются уже достаточно давно.

Доллар «внешний»

Что касается «избавления от доллара» при осуществлении межгосударственных расчетов, то здесь определенные успехи уже есть. Так, согласно статистике, которую ведет Евразийская экономическая комиссия, доля расчетов в «резаной зеленой бумаге» в общем объеме платежей между странами союза уменьшилась с 30% в 2013 году до 18,3% по итогам прошлого года. Казалось бы, все хорошо, нужно лишь продолжать двигаться в этом направлении, и «будет  всем нам счастье».

Однако в этих итоговых цифрах не учтен тот факт, что под расчетами в национальных валютах на самом деле понимаются... платежи в российских рублях и исключительно с самой Россией. Как только речь заходит о заключении внешнеэкономических договоров между остальными странами ЕАЭС, стороны «почему-то» почти автоматически переходят на расчеты в долларах. И их, вообще говоря, можно понять: ни одно из государств так называемого региона ЕАБР, в который, кроме государств ЕАЭС, входит еще одна «мощная» страна – Таджикистан, не может похвастаться полным доверием со стороны других участников этого объединения.

Эксперты ЕАБР именно здесь видят большой потенциал расширения использования национальных валют во внешнеэкономической деятельности. Правда, рецептов, как заставить наши страны сменить «долларовую» психологию на «национальную», они не дают. Возможно, их просто не существует, и лучше прислушаться к мнениям других экономистов, которые, на наш взгляд, лучше оценивают существующие реалии и предлагают более надежную замену «вечнозеленому», например, на евро или юани.

В частности, по мнению инвестиционного банкира Александра Просвирякова (группа Whitestone Capital), рассредоточенность финансового регулирования делает евро даже более стабильным, чем доллар. «Евро в качестве замены доллару Россию бы вполне устроил», – заявил он на Восточном экономическом форуме, который со­стоялся месяц назад во Владивостоке, ссылаясь при этом на то, что евро, во-первых, обладает достаточной ликвидностью, во-вторых, для страхования рисков при его использовании имеются все необходимые механизмы, и в-третьих, Евросоюз – это главный торговый партнер России.

Доллар «внутренний»

Движение в сторону «избавления от доллара» можно наблюдать и во внутренних расчетах в каждой из наших стран. И в некоторых из них действия властей в данном направлении принесли ощутимые результаты: сдвиг структуры сбережений в пользу собственных валют виден невооруженным взглядом.

Так, в макрообзоре ЕАБР приводятся следующие данные. С января 2016 г. до начала августа т.г. доля депозитов в иностранной валюте в общем их объеме уменьшилась: в России – до 27,5%, в Кыргызстане – до 45,8%, в Казахстане – до 46,9%, в Таджикистане – до 54,5%, в Армении – до 59,7% и в Беларуси – до 65,4%. Получается, что внутренний рынок нашей страны по этому показателю является самым долларизированным в регионе, что объясняет и те меры, которые денежные власти Беларуси принимают в последнее время, чтобы справиться с этой «бедой».

Аналогичные тренды можно обнаружить и на внутренних кредитных рынках, где также отмечается снижение доли кредитов, выданных в иностранной валюте: в России их доля уменьшилась с 22,9% в январе 2016 г. до 14,5% в августе 2018 г., в Казахстане – с 35,4% до 24,0%, в Беларуси – с 57,2% до 48,9%. Легко заметить, что Россия меньше других стран союза поражена «валютной болезнью», и, соответственно, лечить ее проще, чем, например, Беларуси.

«Сами с усами»

Власти каждой из стран не останавливаются в своем стремлении снизить уровень долларизации экономики и повысить привлекательность собственной валюты. Большинство центральных банков при возможности скупает монетарное золото, увеличивая его долю в золотовалютных резервах. Чего стоит хотя бы пример России: по данным МВФ только в июле т.г. Центробанк РФ закупил 26,1 тонны желтого металла, доведя свои запасы до 2170 тонн. Чуть ранее она стала пятой по объему золотого запаса страной мира. Сравните с объемом «золотой заначки» Беларуси, который на 1 января 2018 г. составил лишь 40,2 тонны.

Кроме того, в каждой из стран разрабатываются свои меры, на­правленные на более широкое ис­пользование собственной валюты. Так, в России планируют законодательно стимулировать применение российского рубля при экспортных операциях. В Беларуси объявили о скором ограничении эмис­сии валютных облигаций на внут­реннем рынке, что лишит нас последней законной возможности хоть что-то заработать на накопленных долларах и евро (валютные депозиты уже давно потеряли всякую привлекательность). Казахстан, похоже, решил использовать белорусский опыт, когда ставки по валютным вкладам не привлекают, а, скорее, отталкивают, и уже с октября т.г. вводит в действие нормы, которые будут поощрять сбережения в тенге.

* * *

Как отмечают авторы обзора, макроэкономические меры, принимаемые властями государств региона в последнее время, сделали тренд на дедолларизацию более отчетливым. Но его устойчивость будет во многом зависеть от целого комплекса прилагаемых усилий, включая меры, направленные на поддержание макростабильности всех государств региона, а также от желания увеличить долю платежей в национальных валютах и в торговле с третьими странами. Эксперты ЕАБР также уверены, что эти меры будут служить и углублению интеграции между нашими странами.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by