Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕАЭС: договоренности и приоритеты

Фото: vk.com/eecommission

Накануне заседания Высшего Евразийского экономического совета пресс-служба Президента Беларуси анонсировала, что главы государств обсудят дальнейшее развитие интеграционных процессов, цифровизацию экономики Союза, формирование общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов.

В повестку дня включены также вопросы, касающиеся основных на­правлений международной деятельности ЕАЭС, конкуренции на тран­сграничных рынках, сотрудничества в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг.

Понятно, что в Санкт-Петербурге рассматривались те проблемы, по которым страны не смогли договориться на более низком уровне, например, на уровне Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Выступление на встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко вызвало заметный резонанс не только в странах ЕАЭС.

Уходящий год белорусский Президент назвал достаточно неоднозначным для Союза как с политической, так и с экономической точки зрения. Да, есть достижения – вступил в силу договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, Молдова получила статус наблюдателя, подписано временное соглашение, которое в перспективе позволит создать зону свободной торговли с Ираном, есть соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем.

А затем речь пошла о том, как выполняются ранее достигнутые договоренности. Александр Лукашенко напомнил, что ЕАЭС образовывался на определенных свободах передвижения рабочей силы, капиталов, услуг, товаров. Страны-участницы при­шли к соглашению, что все субъекты хозяйствования и граждане будут иметь равные условия. В настоящее время о них можно лишь меч­тать.

Устранение барьеров и изъятий, препятствующих формированию общего рынка ЕАЭС, – одна из самых острых проблем, которую Беларусь поднимала еще несколько лет назад. Однако этот вопрос решается медленно, на смену устраняемым преградам приходят новые.

Это совершенно недопустимая ситуация, нарушающая достигнутые договоренности. В этой связи А. Лукашенко предложил предоставить ЕЭК полномочия принимать решения в случае повторного введения любым государством-участником ограничений или же их продления. А также повысить ответственность представителей исполнительной власти стран за действия, идущие вразрез с принципами, закрепленными в договоре о ЕАЭС.

Каждый документ, совместно принятый странами – членами ЕАЭС, разрабатывался с заделом на будущее и с расчетом на значительный экономический эффект.

Например, планируется создать к 2025 г. общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов. Президент привел пример, касающийся вопроса равноправия и равенства в ЕАЭС:

«Действующий порядок ценообразования на поставляемый в Беларусь природный газ: тариф, применяемый «Газпромом» для белорусской стороны на транспортировку газа из Ямало-Ненецкого автономного округа до нашей границы, составляет почти 3 USD за 1 тыс. м3 на 100 км, в то время как внутрироссийский тариф – порядка 1 USD».

В итоге газ на границе со Смоленской областью обходится Беларуси почти по 130 USD за 1 тыс. м3, а установленная оптовая цена для потребителей в Смоленской области РФ – 70 USD. То есть почти в два раза ниже. Как в этой ситуации белорусским субъектам хозяйствования конкурировать с российскими?

Реагируя на доводы Президента России Владимира Путина о том, что цена российского газа для Беларуси значительно ниже, чем, например, для Германии, А. Лукашенко напомнил, что в белорусской продукции велика доля комплектующих предприятий именно РФ. Следует создавать равные условия для работы субъектов хозяйствования, как в формате ЕАЭС, так и непосредственно между Беларусью и Россией.

Эксперты, которые комментируют итоги встречи в Санкт-Петербурге, напоминают и о регулярных «молочных» и «мясных войнах», барьерах, закрывающих доступ белорусской продукции к госзакупкам в странах – членах ЕАЭС, других ограничениях.

А. Лукашенко несколько раз в своем выступлении напомнил, что без равных условий хозяйствования, справедливой и честной конкуренции построить полноценный экономический союз невозможно.

Согласившись с российской стороной о важности развития новых сфер сотрудничества, в т.ч. атомной энергетики и возобновляемых источников энергии, он подчеркнул, что отсутствие согласия по принципам формирования основного нефтегазового рынка не позволяет ЕАЭС прогрессировать более быстрыми темпами в других направлениях.

Позже спор между двумя президентами, о котором взахлеб сообщали СМИ, Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, назвал «рабочим разговором», в ходе которого стороны делились своим видением ситуации. По его словам, это свидетельствует, что ЕАЭС – «живой механизм, который затрагивает интересы всех стран-участниц».

С таким определением согласилась и Наталья Эйсмонт, пресс-секретарь Александра Лукашенко. Она также напомнила, что, в связи с проведением РФ налогового маневра, усложнилась ситуация для стран, которые нефть не добывают, – Беларуси, Кыргызстана и Армении.

Кстати, вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко на днях в интервью агентству БЕЛТА объяснил, что, по оценкам, потери белорусского госбюджета составят порядка 10 млрд USD до 2025 г. Идут переговоры о возможных механизмах компенсации, хотя, как считает вице-премьер, термин «компенсация» в данном случае не совсем точен:

«Мы считаем, что это не компенсация, а сохранение тех базовых условий, которые Россия нам предложила, с которыми мы согласились. И в одностороннем порядке менять правила игры в рамках союзнических отношений и в рамках ЕАЭС мы считаем неправильным».

Он напомнил, что заключение в 2014 г. Договора о ЕАЭС сопровождалось подписанием еще двух белорусско-российских документов, которые выравнивали условия для нефтяных отраслей двух стран. Первое – соглашение об объемах поставок российской нефти, в котором был зафиксирован объем поставок беспошлинной российской нефти ежегодно в размере 24 млн т. Второе – о том, что все экспортные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты остаются в Беларуси.

«Эта цифра выравнивания фактически составляла 1,5 млрд USD ежегодно, – сказал вице-премьер. – С 2015 г., когда Россия ввела налоговый маневр, эта дельта постоянно уменьшалась, и Беларусь с 2015 по 2018 год, по нашим расчетам, уже недополучила примерно 3,4 млрд USD экспортных пошлин».

Такой порядок, по его словам, ведет к удорожанию топлива и другим негативным последствиям для нашей экономики.

Затронул И. Петришенко и проблему распределения ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС. С тем, что методику их расчета нужно пересмотреть, согласны все участники евразийской пятерки. Подготовлено 5 различных вариантов, по любому из них Беларусь дополнительно должна получить 1% от распределения пошлин.

Вице-премьер подчеркнул, что должна быть четкая, справедливая методология подсчета, она, как предложил глава белорусского государства, должна пересматриваться один раз в 3 года.

До конца 2018 г. А. Лукашенко планирует еще раз встретиться с российским коллегой – об этом он сообщил журналистам после завершения заседания Высшего Евразийского экономического совета. Необходимо расставить все точки над i, прежде всего в отношении налогового маневра, переговоры по которому идут не первый месяц. Этой встрече должна предшествовать определенная подготовительная работа на уровне двух вице-премьеров, затем под председательством Дмитрия Медведева пройдет заседание Совмина Союзного государства, в повестку дня которого также включены эти проблемные вопросы.

То, что договоренность о встрече А. Лукашенко и В. Путина в текущем году существует, подтвердила и российская сторона.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений