ЕАБР: в 2024 году инфляционное давление в Беларуси сохранится
Эксперты Евразийского банка развития в своем еженедельном макрообзоре прокомментировали, как будет складываться ситуация с ценами в Беларуси в 2024 г.
Инфляция в Беларуси составила 5,8% г/г в декабре 2023 г. после 5,4% г/г в ноябре.
Цены на продовольственные товары, увеличились на 6,8% г/г в декабре по сравнению с 6,1% г/г в предыдущем месяце. В сегменте непродовольственных товаров инфляция составила 2,9% г/г после 2,4% г/г в ноябре. Рост цен на услуги составил 8,1% г/г в декабре, что примерно соответствует уровню предыдущего месяца.
В банке пояснили, что ускорение роста цен происходит на фоне роста внутреннего спроса и высокой инфляции в России – ключевом торговом партнере Беларуси. Эксперты ЕАБР ожидают, что в 2024 г. инфляционное давление сохранится, но его перенос в цены будет сдерживаться ценовым регулированием.
В Армении цены снизились на 0,6% г/г в декабре 2023 г. Основной фактор – сокращение стоимости продовольствия (-4,8% г/г в декабре после +4,4% г/г в ноябре) на фоне ослабления внешнего ценового давления. Аналитики банка прогнозируют постепенное ускорение инфляции в начале текущего года, вместе с тем темп роста цен останется ниже целевого диапазона ЦБ РА в первом полугодии.
В Казахстане инфляция замедлилась до 9,8% г/г в декабре 2023 г. после 10,3% г/г месяцем ранее, что совпало с предыдущими оценками ЕАБР.
Замедлению способствовали ослабление внешнего ценового давления, меры денежно-кредитной политики, направленные на сдерживание роста потребительских цен, а также укрепление тенге. Аналитики банка полагают, что тенденция замедления инфляции сохранится, и по итогам 2024 г. рост цен оценивается в размере 7,1% г/г.
Бюджет России по предварительным данным исполнен с дефицитом в размере 1,9% ВВП. Доходы бюджета выросли на 4,7% г/г, составив 29,1 трлн руб. Рост поступлений ненефтегазовых доходов на 25% г/г, компенсировал потери, обусловленные сокращением нефтегазовых доходов на 23,9% г/г. Расходы выросли на 4% г/г в 2023 г. до уровня 32,4 трлн руб. Доходная и расходная часть исполнены с превышением показателей, предусмотренных законом о бюджете на 11,5% и 11,4% соответственно, что позволило остаться в рамках планового дефицита в процентном отношении к ВВП.