ЕАБР: Инфляция в Беларуси будет немного выше целевого ориентира

В Беларуси ожидается сохранение инфляции несколько выше целевого ориентира на фоне роста внутреннего спроса, поддерживаемого увеличением заработных плат и расширением кредитования, сообщает Евразийский банк развития (ЕАБР) в своем еженедельном макроэкономическом обзоре.
Инфляция в Беларуси составила 5,9% г/г в марте 2025 г. после 5,6% г/г в феврале. Ускорение роста цен происходит за счет удорожания продовольственных товаров на 7,5% г/г в марте после 6,7% г/г месяцем ранее, что связано как с повышением цен на сезонные товары, так и ослаблением белорусского рубля к российскому (основной импорт продовольствия идет из РФ) в последние месяцы. Инфляция в услугах составила 6,6% г/г в марте, что примерно соответствует уровню предыдущего месяца. При этом рост цен на непродовольственные товары замедлился до 3,2% г/г в марте после 3,4% г/г в феврале.
Национальный банк Казахстана сохранил базовую ставку на уровне 16,5% на заседании 11 апреля. Несмотря на ускорение инфляции до 10% в марте, показатель остается в пределах прогнозного диапазона регулятора на 2025 г. Повышение базовой ставки в марте на 125 б.п. было опережающим шагом, направленным на упреждение возможных проинфляционных рисков. В апреле внешние условия значительно изменились. Регулятор намерен провести обновлённую оценку баланса рисков с учётом обсуждаемой налоговой реформы, возможных последствий тарифной политики США и других факторов. Это позволит лучше понять, на какой срок ставка может сохраняться на уровне не ниже 16,5%.
Чистый приток денежных переводов в Кыргызскую Республику составил 414 млн долл. Годовой рост сложился на уровне 15,5% (18,6% по итогам 2024 г.). Поступления от трудовых мигрантов продолжили поддерживать внутреннее потребление: объем розничной торговли в январе-феврале 2025 г. вырос на 17% г/г. (18,5% по итогам 2024 г.). Как ожидали в ЕАБР, в начале 2025 г. внутренний спрос сохраняет роль ключевого драйвера экономики.
Дефицит федерального бюджета в России составил 2,2 трлн руб., или 1% ВВП в январе-марте 2025 г. по сравнению с 0,3 трлн руб. (0,1% ВВП) годом ранее. Основной причиной расширения дефицита стал быстрый рост расходов (+24,5% г/г), опередивший темпы увеличения доходов (+3,8% г/г). Авансирование по отдельным государственным контрактам в начале года стало ключевым драйвером опережающей динамики расходов. В то же время в феврале–марте темпы исполнения расходов замедлились по сравнению с январем, что указывает на постепенную нормализацию их траектории. Слабая динамика доходов связана с сокращением нефтегазовых поступлений, вызванным снижением цен на нефть и укреплением курса рубля. При этом ненефтегазовые доходы выросли на 10,6% г/г и превысили плановые ориентиры.