Дробление бизнеса и минимизация налогов
Словосочетание «дробление бизнеса» стало особенно популярным в бизнес-среде нашей страны с момента начала первых проверок в соответствии с положениями новой редакции НК, вступившей в силу с 01.01.2019.
На смену утратившему силу Указу от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» пришла ст. 33 НК.
Согласно п. 4 ст. 33 НК субъекты хозяйствования должны выполнять 3 главных условия:
- не искажать сведения о хозяйственных операциях;
- не преследовать цель неуплаты налогов;
- хозяйственные операции должны быть реальные.
В налоговом законодательстве ближайшего соседа – РФ определение понятия «дробление бизнеса» также отсутствует, при этом наработана достаточная практика применения налоговых последствий при выявлении схем по дроблению бизнеса: как фискальная, так и судебная.
По результатам наработанной судебной практики по данному вопросу имеются прописанные признаки, позволяющие бизнесу оценивать потенциальные риски, принимая решение о его реструктуризации.
На протяжении 2019–2020 гг. и в нашей стране активно формируется фискальная практика применения налоговых последствий при выявлении схем дробления бизнеса.
При этом стоит отметить, что новый подход к доначислению налогов в соответствии с нормами п. 4 ст. 33 НК, применяемый налоговыми органами, органами КГК и финансовых расследований, оказался для бизнеса достаточно неожиданным.
Справочно: до 2019 года...