Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9786
EUR:
3.4789
RUB:
3.6998
BTC:
116,399.00 $
Золото:
319.42
Серебро:
3.61
Платина:
127.85
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дробление бизнеса – налоговые риски

Юрий Кардымон

При налоговом планировании выстройте свою модель бизнес-процессов, обязательно подкрепив ее наличием деловой цели. При этом опирайтесь не только на существующие нормы и практику в локальной юрисдикции, учитывайте также глобальные тенденции, прогнозы, международную практику.

Оптимизировать налоговую на­грузку – вполне понятное и естественное желание любого предпринимателя. Один из самых распространенных способов оптимизации – дробление бизнеса. Так работали много лет и продолжают работать многие компании в РБ (и не только в РБ). Со вступлением в силу в 2019 г. новой редакции НК1 при осуществлении деятельности группы компаний соблюдения только правил трансфертного ценообразования и тонкой капитализации недостаточно.

Многие уже слышали о введении в белорусское налоговое законодательство в 2019 г. нормы (п. 4 ст. 33 НК), позволяющей предъявить налоги к доплате, если основной целью сделки является уклонение от уплаты налогов. Контролирующими органами данная норма будет применяться (и уже применяется!) ретроспективно, т.е. ко всем сделкам, в т.ч. совершенным до 2019 г.

Аналогичные нормы давно работают в РФ, где налоговые органы и плательщики достаточно активно спорят в суде, доказывая, обоснована или нет налоговая выгода. В нашей стране, к сожалению (или к счастью), правоприменительная практика пока не сформировалась, поэтому с учетом реальных кейсов в РФ, а также накопленного опыта работы в рамках Указа № 4882 мы постараемся разобраться: какая налоговая выгода может быть признана обоснованной, а какая нет.

Справочно. Указ № 488 отменен нормами Указа от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».

Если ранее решение о структурировании бизнеса принималось с учетом существующей правоприменительной практики и норм законодательства на момент дробления, сегодня необходим серьезный анализ структуры бизнеса на наличие при­знаков искусственного дробления в связи с изменением законодательства и ретроспективным подходом к его применению.

В комментариях Верховного Суда3 уже изложена позиция по данному вопросу: искусственным дроблением может быть признано создание нескольких компаний (ИП), прикрывающих деятельность одного субъекта, не отвечающего условиям для применения специального режима налогообложения (например, УСН), с целью использования преимуществ, предусмотренных таким режимом.

По мнению Верховного Суда, на искусственное дробление могут указывать следующие признаки:

– между руководителями и учредителями организаций имеются родственные отношения;

– участники сделок зарегистрированы по одному адресу;

– кадры вновь созданных организаций формируются за счет работников основной организации;

– у компаний отсутствуют активы для самостоятельного ведения деятельности;

– товары хранятся на одном складе;

– имеется общий офис и т.д.

Данный подход, конечно, не означает, что все указанные признаки в совокупности или в различных ком­бинациях являются предпосылками для признания наличия необоснованной налоговой выгоды и, как след­ствие, доначисления налогов. Это скорее косвенные признаки, по которым контролирующие органы будут определять вероятность наличия «схемы необоснованного дробления».

Налоговые риски будут минимальны, если при создании компании, применяющей специальный режим налогообложения, кроме экономии на платежах в бюджет присутствуют:

– разумная экономическая цель создания отдельного юридического лица;

– высокая степень финансовой самостоятельности при осуществлении деятельности;

– наличие в штате квалифицированного персонала.

Дробление бизнеса – это его перестройка, в результате которой ком­пания получает возможность не только сэкономить на налогах, но и освободиться от непрофильных ак­тивов, оптимизировать затраты, бизнес-процессы, выстроить эффективную систему управления, что, кстати, не запрещено действующим законодательством.

Возможность реорганизации юридического лица путем выделения из его состава новых лиц предусмотрена и гражданским законодательством. Такая реорганизация и подпадает под понятие дробления. Фактически при дроблении может произойти переустройство бизнеса, при котором вместо одного, обычно крупного, налогоплательщика возникают несколько небольших с меньшим объемом налоговых отчислений. Но этот процесс не может свидетельствовать только о желании собственника получить «необоснованную налоговую выгоду».

Обратимся к ст. 1 ГК4: ключевым в определении предпринимательской деятельности является слово «само­стоятельная». Именно этому критерию должна соответствовать деятельность всех субъектов хозяйствования, созданных в одной структуре (группе компаний).  При этом само­стоятельность не означает, что взаимозависимые компании не могут осуществлять сделки между собой.

Рассмотрим возможные примеры структурирования хозяйственной дея­тельности группы компаний с обязательным наличием деловой цели.

Ситуация 1.

Создание нескольких дочерних юридических лиц для реализации товаров, приобретенных у взаимозависимой компании. Данная структура формально позволяет соблюдать ограничение по численности персонала и выручке для применения УСН всеми лицами структуры.

Деловая цель: каждая дочерняя компания территориально обособлена и работает в своем регионе, имеет штат квалифицированных работников, клиентскую базу, деятельность осуществляется раздельно по соответствующим сегментам рынка.

Ситуация 2.

Выделение отдела компании А в юридическое лицо Б, применяющее специальный режим налогообложения. Работники компании А увольняются и принимаются на работу в компанию Б, которая не меняет места расположения, т.е. находится в том же офисе, но уже на основании договора аренды. Единственным заказчиком вновь образованной ком­пании Б является компания А, приобретающая те же услуги, которые ранее выполнял отдел. 

Деловая цель: бизнес-планом предусмотрено расширение числа клиентов и, соответственно, штата персонала, что подтверждается фак­тическими действиями компании (маркетинговые исследования, реклама, представительские мероприятия и др.). Персоналом пройдены обучение и аттестация, необходимые для оказания новых видов услуг.

В случае невыполнения биз­нес- плана возможно возникновение налоговых рисков.

* * *

Прежде чем дробить бизнес, четко сформулируйте, какие деловые цели преследует этот процесс. Взвесьте все «за» и «против» такого шага с точки зрения налоговых рисков. Если сомнений не осталось, вы на правильном пути.


1Налоговый кодекс.

2Указ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).

3Письмо Верховного Суда от 25.04.2019 № 14-22/2839 «Об отдельных вопросах применения п. 4 ст. 33 НК».

 4Гражданский кодекс.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by