Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДОЖДАЛИСЬ: бартер запрещен!

18 августа обнародован Указ Президента от 2005-08-15 г. № 373 "О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь"...
18 августа обнародован Указ Президента от 2005-08-15 г. № 373 "О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь". Указ вступил в силу с 1 августа этого года.

Вначале стоит отметить одну особенность Указа  № 373 (Информбанк, с.2) - у него нет обычной преамбулы, т.е. истинная цель документа не ясна. Хотя можно судить о том, что Указ призван оживить денежные потоки в хозяйственном обороте и будет на руку банкам, оборот которых потенциально возрастет. Хорошо это или плохо для всех предприятий или их части - оценивать не нам, нас интересует практическая реализация положений Указа и то влияние, которое он окажет на деятельность субъектов хозяйствования.

Субъекты и сделки

Действие Указа распространяется на все субъекты хозяйствования независимо от вида, формы собственности, ведомственной подчиненности и целей деятельности. Поскольку Указ № 373 не определяет прямо, какие сделки он затрагивает, то его следует применять к любым сделкам и обязательствам, возникающим на основании заключенных договоров и исполняемым в порядке осуществления предпринимательской деятельности.

Субъектами предпринимательской деятельности в общем понимании этого термина являются все юридические лица и индивидуальные предприниматели, однако следует оговориться, что предпринимательская деятельность как таковая имеет своей целью извлечение материальной прибыли, следовательно, к лицам, на которые распространяется действие Указа № 373, следует отнести в первую очередь коммерческие организации государственной и частной формы собственности. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды) и заключаемые ими сделки подпадают под действие Указа постольку, поскольку они имеют право на осуществление предпринимательской деятельности для достижения уставных целей.

Территориальный принцип, закрепленный в подпункте 1.1 Указа, изложен таким образом, что может быть подвергнут расширительному толкованию: поскольку субъекты хозяйствования заключают сделки на внутреннем и внешнем рынках (сделки между резидентами или внешнеэкономические сделки), то Указ применяется ко всем сделкам и во всех случаях без исключения. Применение Указа № 373 к внешнеэкономическим сделкам обосновано во всех случаях: с одной стороны мы можем говорить о том, что сделка может быть заключена на иностранной территории и подчинена иностранному праву, следовательно, принцип территориальности Указа не распространяется на такие сделки, однако исходя из текста Указа можно судить о том, что он распространяет свое действие на субъекты хозяйствования, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории республики, то есть на все субъекты, территориально принадлежащие Беларуси как месту, определяющему закон регистрации юридического лица и предпринимателя. Вывод - любой субъект хозяйствования, находящийся на территории Республики Беларусь и созданный в соответствии с ее законодательством (резиденты РБ - п.7 ст.1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"), является субъектом отношений, урегулированных Указом вне зависимости от места заключения сделки, местонахождения контрагента по сделке и независимо от того, на территории какого государства сделка исполняется или подлежит исполнению согласно статьям 1124-1127 Гражданского кодекса Республики Беларусь ( далее- ГК).

Еще один немаловажный момент связан с определением, какие же именно отношения попадают под действие Указа. Если в абзаце втором подпункта 1.1 указываются договоры и обязательства по возмездным договорам (гражданско-правовые сделки), то текст наименования Указа и абзац третий подпункта 1.1 говорят соответственно об исполнении обязательств и о прекращении обязательств без указания на характер их возникновения. Следовательно, действие норм Указа распространяется на обязательства, возникающие из гражданско-правовых сделок, а также на все прочие обязательства, возникающие из закона, кроме обязательств по уплате налогов, пошлин и прочих обязательных платежей в бюджет. Такими обязательствами, не основанными на сделке, могут быть обязательства, возникшие вследствие односторонних действий (публичное обещание награды, деятельность в чужом интересе без поручения и др. (ст.1128 ГК), причинения вреда (ст.1129 ГК), неосновательного обогащения (ст.1131 ГК)).

Запреты

Итак, при осуществлении предпринимательской деятельности организации и индивидуальные предприниматели Указом № 373 ограничены в реализации гражданских прав, а именно не имеют права заключать договоры мены. Договор мены, широко известный в деловом обороте под именем товарообменного или бартерного договора, предусматривает прямой обмен товарами между сторонами договора. При этом меной признается обмен товарами (имуществом) как равной, так и разновеликой стоимости с выплатой разницы денежными средствами. Следовательно,  с 1 августа 2005 г. субъекты хозяйствования имеют право только на заключение договоров, предусматривающих расчет денежными средствами за поставляемые (передаваемые) товары. К договорам мены также относятся договоры о встречных поставках, пусть редко, но все же время от времени встречающиеся в деловом обороте. Договоры, где с одной стороны поставляется товар, а с другой стороны выполняются работы или оказываются услуги, не являются договорами мены в строгом смысле юридической терминологии, так как работы и услуги не являются товаром, однако это не означает, что Указ на них не распространяется - абзац третий подпункта 1.1 Указа, определяя обязательность поступления денежных средств на счета организаций и предпринимателей в порядке прекращения обязательств, ставит в один ряд и договоры мены и меноподобные сделки  (поставка  товара  в  обмен  на выполнение  работ (оказание услуг), выполнение работ в обмен на оказание услуг и т.д.).

Следовательно, с 1 августа 2005 г. вознаграждение переработчика при исполнении давальческого договора (договора переработки), комиссионера (консигнатора) при исполнении договора комиссии (консигнации), поверенного при исполнении договора поручения, а также вознаграждение подрядчика за выполненные работы и исполнителя за оказанные услуги должно выплачиваться только денежными средствами при превышении организацией (предпринимателем) предельного норматива прекращения обязательств. То есть до "выборки" объема ежегодно доводимого Советом Министров Республики Беларусь норматива неденежной формы прекращения обязательств субъект хозяйствования имеет право получить товар в обмен на услугу, услугу в обмен на работу или воспользоваться иным вариантом меноподобной сделки или самой мены товара на товар, при превышении же предела он может получить в качестве встречного предоставления только деньги.

Поскольку Указ № 373 оперирует таким понятием, как "прекращение обязательств", напомним, какие именно формы прекращения обязательств существуют в законе, - это исполнение, отступное, зачет, новация, совпадение должника и кредитора в одном лице, невозможность исполнения, прекращение на основании акта государственного органа, прощение долга, а также в связи со смертью гражданина или ликвидацией юридического лица. Определения данных терминов, а также сущность осуществляемых при этом действий излагаются в главе 26 ГК (статьи 378-389), при этом пункт первый ст.378 гласит, что перечень оснований для прекращения обязательств может быть расширен законодательством или договором, следовательно, стороны вправе самостоятельно определить иные способы прекращения обязательств, отличные от предусмотренных законом.

Ограничение, налагаемое на организации и индивидуальных предпринимателей, не абсолютно - Указ № 373 установил, что Советом Министров по согласованию с Президентом устанавливаются предельные нормативы прекращения обязательств без поступления денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Такая практика ограничения объемов товарообменных сделок на сегодняшний день существует для государственных предприятий или имеющих долю государства в уставном фонде, а также по определенным видам расчетов (например, при расчетах за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию). Предельные нормативы для них также утверждаются и доводятся до сведения предприятий уполномоченными органами государственного управления. Ранее различными органами и лицами озвучивались прогнозы относительно того, что ограничения по объемам товарообменных сделок не будут касаться предприятий с иностранными инвестициями, однако Указ № 373 такой льготы инвесторам не установил.

Перемена лиц в обязательстве

Один из основных вопросов, который волнует на сегодня субъекты хозяйствования - как Указ №373 влияет на возможность перемены лиц в обязательстве, то есть заключение договоров перевода долга и уступки требования. Исходя из перечня запретов, введенных Указом, можно заключить следующее: действие указанных договоров никак не запрещается, и они могут использоваться в хозяйственном обороте, если перемена стороны в обязательстве (изменение должника при переводе долга или кредитора при уступке требования) не влечет зачета встречных требований между первоначальным и новым должником при переводе долга или между первоначальным и новым кредитором при уступке требования. Общеизвестно, что имущественное (денежное) требование или долг являются своего рода товаром и могут фактически покупаться и продаваться: принятие на себя долга третьим лицом может быть компенсировано ему денежными средствами в размере суммы долга, равно как и уступленное требование подлежит оплате в той же сумме денежных средств, что и номинал требования. Но зачастую стороны договора идут на перемену лиц в обязательстве именно для проведения в конечном итоге зачета (чаще всего такие операции используются при погашении задолженностей предприятий за потребленные энерго- и теплоресурсы, т.н. энергозачеты), а эта операция с 1 августа 2005 г. уже не может быть свободно проведена. То есть переводить долг и уступать требование никто не запрещает, но проводить зачет между сторонами обязательства после изменения одной из них уже нельзя.

Кроме приведенных примеров оформления взаимоотношений между сторонами договора при перемене лиц, в обязательстве существуют еще два теперь уже ограниченно законных варианта:

а) когда должник уступает кредитору требование к третьему лицу, добиваясь при этом погашения собственных обязательств перед кредитором путем проведения зачета (погашаются зачетом требование кредитора, основанное на договоре между кредитом и должником, и требование должника к кредитору по оплате за предоставленное право требования к третьему лицу);

б) когда кредитор переводит свой долг перед третьим лицом на должника с прекращением обязательств зачетом (зачитывается требование кредитора к должнику, основанное на договоре, на требование должника по возмещению суммы принятого им на себя долга перед третьим лицом).

Данные варианты взаимоотношений также подпадают под действие Указа № 373, и объем неденежного исполнения (зачета, отступного или новации) по таким договорам ограничивается предельными нормативами, которые будут в ближайшее время утверждены Советом Министров Республики Беларусь.

Исключения из правил

Подпункт 1.1 Указа в части второй установил изъятия из общего правила о запрете мены и неденежного прекращения обязательств, а именно, запрет не распространяется на совершение следующих операций:

1. В случаях, когда деятельность по заключению договоров мены не является предпринимательской, поскольку имеет разовый характер и не направлена непосредственно на извлечение прибыли. Данное правило распространяется в первую очередь на некоммерческие организации, то есть сделка не должна быть направлена на извлечение прибыли и одновременно не должна являться предпринимательской деятельностью. Сделки в порядке осуществления предпринимательской деятельности коммерческими организациями, совершенные с нулевой или отрицательной рентабельностью (без извлечения прибыли), не подпадают под действие данного исключения по причине предпринимательского характера сделки.

2. При расчетах с бюджетом, в том числе по налогам, сборам (пошлинам) и другим обязательным платежам. Здесь имеется в виду механизм зачета предстоящих налоговых и прочих обязательных платежей в бюджет при наличии задолженности бюджета перед субъектом хозяйствования.

3. При расчетах векселями Правительства и Национального банка. Данные категории векселей могут передаваться между субъектами хозяйственной деятельности в оплату товаров (работ, услуг) без соблюдения предельных нормативов прекращения обязательств без поступления денежных средств, то есть фактически в смысле Указа передача данных векселей приравнивается к платежу деньгами. При этом стоит заметить, что такое уравнивание векселей Национального банка и Правительства к деньгам в разрезе Указа никак не влияет на прочие акты законодательства, устанавливающие особенности проведения операций с использованием векселей в качестве расчетного средства (например, зачет НДС при расчете векселями). Использование же прочих векселей (банковских векселей или собственных векселей субъектов хозяйствования) в расчетных операциях по заключенным договорам не является денежной формой прекращения обязательств, так как принятие векселя в качестве встречного предоставления за поставленный товар не исключает возможности использования векселя в таких же операциях. При использовании такой формы расчетов прекращение обязательств происходит в порядке исполнения (ст.379 ГК), и хотя такая форма прекращения обязательств и не предусмотрена абзацем вторым подпункта 1.1 Указа № 373, но она не влечет поступления денежных средств на расчетные счета субъектов хозяйствования и соответственно подпадает под действие абзаца второго подпункта 1.1 Указа.

4. При расчетах за услуги по транзиту и транспортировке природного газа, поставляемого  ОАО "Газпром". Данный пункт говорит конкретно только о транзите и транспортировке российского газа и никак не влияет на расчеты субъектов предпринимательской деятельности за потребляемый газ и прочие энерго- и теплоресурсы.

5. При зачете встречных однородных требований по договорам купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг в связи с использованием товаров (работ, услуг) в собственном производстве. Это самое интересное основание для освобождения от ограничений, налагаемых Указом, - правило в общем контексте аналогично тому, которое установлено Указом № 7 от 4.01.2000 г. для зачетов во внешнеторговой сфере. Если два субъекта хозяйствования заключили встречные договоры, по одному из которых сторона использует полученные товары (работы, услуги) в собственном производстве, то по таким договорам стороны имеют право произвести зачет встречных требований или применить отступное либо новацию без поступления денежных средств на свои счета без включения объемов товарообмена и зачета в рамки установленных Советом Министров предельных нормативов. Кроме того, задолженность по оплате товаров (работ, услуг), приобретенных (потребленных) для собственного производства, может быть зачтена при уступке требования к третьему лицу от должника к кредитору либо при принятии должником на себя долга кредитора перед третьим лицом, как это описывалось выше. Доказательством того, что товары (работы, услуги) используются в собственном производстве, является наличие сертификата на продукцию собственного производства, выданного Белорусской торгово-промышленной палатой, и  описания технологического процесса (ТУ, ГОСТ, технологические карты и пр.), где в качестве компонента производственного процесса используется такой товар либо технологический процесс производства включает в себя потребление услуг сторонних организаций или результатов работ третьих лиц.

Зачет встречных однородных требований при использовании товаров (результатов выполнения работ, оказания услуг) в собственном производстве может быть произведен в том случае, если производственная деятельность осуществляется хотя бы одним из контрагентов, при этом волеизъявление о проведении зачета должно исходить непосредственно от предприятия, являющегося производителем. Поскольку в соответствии с правилами п.1 ст.381 ГК зачет производится по инициативе одной стороны обязательства, то вторая сторона, даже не осуществляя производственной деятельности, не может отказаться от проведения зачета, законного для первой стороны. Следовательно, зачет встречных требований для посредника в отношениях с производителем также правомерен в силу нормы Указа № 373 и ГК даже при отсутствии у него производства.

6. В случае прекращения обязательства без поступления в установленном порядке денежных средств организации, индивидуальному предпринимателю в связи с невозможностью его исполнения либо на основании акта государственного органа. Невозможность исполнения обязательства характеризуется тем, что она наступает вследствие неких обстоятельств, которые не зависят от сторон договора (ст.386 ГК). Это, как правило, форс-мажорные обстоятельства различного вида, за исключением принятия или введения в действие запретительных или ограничительных норм государственных органов власти и управления, а также контролирующих органов, которые являются актом государственного органа и основанием для прекращения обязательств в соответствии со ст.387 ГК. Не стоит также забывать, что неденежная форма исполнения обязательств даже при наличии запрета может иметь место и при вынесении решения Хозяйственного или общего суда о взыскании в пользу кредитора имущества должника, не имеющего возможности произвести расчет деньгами по тем или иным существенным для суда причинам, равно как и неденежная форма прекращения обязательств может иметь место при удовлетворении судом встречного иска, что не является ни зачетом, ни отступным, ни новацией. Кроме этого, из смысла подпункта 1.1 Указа № 373 следует, что разрешение на проведение операций, запрещенных и ограниченных к осуществлению Указом, может быть дано персонально предприятию или группе предприятий решением Президента Республики Беларусь.

Ответственность

Указом предусмотрена ответственность руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей в виде административного штрафа в размере до 30 базовых величин за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных законодательством ограничений осуществления мены и прекращения обязательств. При этом уплата штрафа - это не просто "откуп" перед законом за нарушение: сделка (хозяйственная операция), произведенная в нарушение требований Указа № 373, является недействительной с момента совершения по основаниям, предусмотренным ст.169 ГК, что влечет возвращение сторон в первоначальное состояние (реституция) и в определенных случаях может послужить основанием для пересмотра налогооблагаемой базы за соответствующий прошедший период с доначислением налогов и пени за их несвоевременную уплату. Производство по данной категории дел осуществляется должностными лицами Комитета государственного контроля, то есть прочие органы (налоговые, внутренних дел и пр.) не имеют права выносить решения о выявлении нарушений и наложении ответственности, но при обнаружении такого нарушения имеют право направить запрос в соответствующее управление Комитета государственного контроля с предложением произвести проверку имеющихся фактов.

Пункт первый Указа № 373 вступает в силу с 1 августа 2005 г. Это означает, что все операции, запрещенные Указом или ограниченные к исполнению, не должны осуществляться с этой даты. Однако если организация произвела зачет встречных требований или прекратила обязательства по возмездной сделке новацией или предоставлением отступного без получения денежных средств в период с 1 августа по 15 августа, административная ответственность не может быть применена, так как для применения требуется наличие вины должностного лица или предпринимателя, а в этот период он не знал и не мог знать о существовании запрета. Неприменение мер административной ответственности все же не делает произведенный зачет законным и операция подлежит отмене, если обязательства, прекращенные зачетом (отступным, новацией), основаны на сделке, заключенной в период с 1 по 15 августа 2005 г.

В одной из самых сложных ситуаций оказались те предприятия и предприниматели, которые заключили долгосрочные договоры мены (товарообменные, бартерные) до вступления в силу Указа и действие этих договоров длится в период действия Указа. Такие договоры исполняются в соответствии с законодательством без учета требований Указа № 373, но не позднее, чем на срок до 1 августа 2006 г. без права продления предусмотренных договором отношений сторон на более поздний срок. Следовательно, либо стороны должны прекратить исполнение такой сделки до 1 августа 2006 г., либо изменить условия договора к этой дате таким образом, чтобы они соответствовали Указу. Зачет встречных требований (прекращение обязательств по возмездным договорам новацией, предоставлением взамен исполнения отступного без поступления денежных средств) между сторонами может быть проведен только по тем обязательствам (договорам), которые были заключены (вступили в силу) до 1 августа 2005 г. и в соответствии с условиями таких договоров. Если одно из обязательств основано на договоре, заключенном до 1 августа, а второе - на договоре, подписанном позже, то по смыслу Указа зачет в такой ситуации произвести нельзя.

... Вполне понятно, что правоприменительная практика по Указу № 373 пока отсутствует, многие нормы подзаконных актов требуют уточнения и, возможно, корректировки, но предлагаемый комментарий дан исходя из опыта применения нормативных актов, сходных по содержанию с Указом, а также на основании сравнительного анализа законодательства. Действие Указа № 373 не заморозит хозяйственную жизнь предприятий, хотя возможно и создаст вполне реальные трудности для многих из них. Поэтому при планировании хозяйственных операций на будущее и при заключении договоров необходимо правильно понимать смысл норм, что значительно повышает требования к юридическому обеспечению деятельности организации.