Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №59(2753) от 09.08.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1073
EUR:
3.3935
RUB:
3.6108
Золото:
239.81
Серебро:
2.71
Платина:
92.51
Палладий:
90.91
Назад
АПК
сегодня в 00:00 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №59(2753) от 09.08.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Достижения и проблемы белорусских фермеров

Фото: freepik.com

Данные о работе фермерских хозяйств за последние почти 30 лет, опубликованные Минсельхозпродом, свидетельствуют о постоянном развитии этого направления бизнеса. Оно уже вносит заметный вклад в общие показатели работы сельского хозяйства. Правда, не всегда фермерам удается работать рентабельно.

Тренды агробизнеса

Фермерское движение в Беларуси набирает обороты, ежегодно увеличивается количество предприимчивых людей, которые открывают собственный аграрный бизнес. Согласно статистическим данным, в стране насчитывается 3822 крестьянских (фермерских) хозяйства (КФХ), из которых осуществляли сельскохозяйственную деятельность 3364 хозяйства.

Фермеры работают преимущественно в сфере растениеводства. На соответствующую продукцию приходится более 90% от общего объема произведенной в КФХ продукции.

В целом фермерский сектор наращивает объемы сельхозпроизводства и работает рентабельно. По информации Минсельхозпрода и Белстата, рентабельность продаж в КФХ последние 5 лет не опускалась ниже 17%, а выручка от реализации продукции за тот же период удвоилась (2019 г. – 666,4 млн руб., 2020 г. – 725,7 млн, 2021 г. – 948,7 млн, 2022 г. – 1176,8 млн, 2023 г. – 1227,4 млн).

Данные о развитии фермерства за более чем 30 лет, которые обнародовал Минсельхозпрод, свидетельствуют, что вклад фермеров в общие показатели аграрной отрасли постоянно увеличивается, как и само их количество. Так, за 1991–2023 гг. число действующих фермерских хозяйств выросло с 757 до 3364, средний размер земельного участка на одно хозяйство увеличился с 29,6 га в 1991-м до 112,3 га в 2023-м.

Данные об удельном весе КФХ в общем объеме сельхозпроизводства также указывают на положительную динамику. В 2023 г. фермерскими хозяйствами собрано зерновых и зернобобовых культур 332,4 тыс. т (4,3% от объема производства по республике; в 1995 г. – 1,03%), картофеля – 596,7 тыс. т (14,8%, в 1995 г. – 0,47%), овощей – 399,4 тыс. т (14,3%, в 1995 г. – 0,61%).

Таким образом, вклад фермерского сектора в общие показатели аграрной отрасли существенно возрос. В КФХ, по информации Минсельхозпрода, трудится более 11 тыс. работников.

Регулирование цен как сдерживающий фактор

Наряду с достижениями существуют и проблемы, которые беспокоят фермерское сообщество. Так, в рамках весеннего заседания общественно-консультативного совета, протокол которого опубликован на сайте Минсельхозпрода, обсуждалась тема ценообразования.

Первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец пояснил фермерам, что в 2024 г. ежемесячное повышение отпускных цен должно составлять не более 0,3% к максимальной отпускной цене реализации потребительского товара в предыдущем месяце. По его словам, на овощи, в т.ч. картофель, капусту, репчатый лук, свежие свеклу и морковь, помидоры, огурцы, а также на яблоки производители вправе устанавливать отпускные цены, которые выше максимальной цены реализации этих товаров в соответствующем месяце 2023 г. не более чем на 3,5%. Повышать цены в большем размере допускается только по согласованию с облисполкомами и Мингорисполкомом, иными органами госуправления, подчеркнул И. Вежновец.

В свою очередь, глава КФХ «Фортуна Агро» Галина Матус, говорится в протоколе заседания, акцентировала внимание присутствующих на том, что в начале этого года с учетом сложившейся конъюнктуры производителям приходилось продавать картофель по ценам ниже себестоимости и делалось это лишь для того, чтобы уменьшить убытки. Подходы к ценовому регулированию, действующие в государстве, считает глава хозяйства, «в будущем могут вызвать серьезное падение производства в стране не только картофеля, но и плодоовощной продукции».

Глава фермерского хозяйства «Владимир Плюс» Валерий Радюк предложил на государственном уровне устанавливать дифференцированные цены на продукцию с учетом сроков ее реализации, качества, сортового состава. «Есть яблоко простое, а есть премиум. То, что производитель продает до нового года, – это одно яблоко, в январе-феврале – другое, с марта по май – третье. Для этого необходимо подобрать соответствующие сорта. А это уже разное производство (удобрения, средства защиты и т.д.) и условия хранения (затраты на электроэнергию и т.д.)», – подчеркнул В. Радюк. Следовательно, считает он, производителям необходимо предоставить возможность «самостоятельно повышать цены на товарную продукцию в определенный период года», не привязываясь к действующей практике, когда максимальная цена реализации продукции должна укладываться в предел ее повышения не более чем на 3,5% от уровня, который был в аналогичном месяце прошлого года.

Реагируя на выступления фермеров, первый замминистра Иван Вежновец обратил внимание, что подходы, заложенные в действующую систему ценового регулирования, «позволяют не допустить роста цен выше уровня прошлого года, который для всех был рентабелен, и цены формировались с учетом конъюнктуры рынка». Перед правительством стоит задача обеспечить уровень инфляции в 2024 г. не выше 3,5%, и эта задача решается, подчерк­нул он.

При этом И. Вежновец еще раз уточнил, что в некоторых случаях есть возможность получить в обл­исполкомах и Мингорисполкоме, иных уполномоченных органах согласование увеличения цен более чем на 3,5%.

МАРТ готово обсуждать вопросы, связанные с механизмом формирования цен на плодоовощную продукцию. В то же время любые изменения ценового регулирования должны быть обоснованными и учитывать все факторы, которые послужили основанием для его принятия, подытожил И. Вежновец.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений