Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Образование
14.08.2015 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ©

Проблему качества услуг в сфере дополнительного образования взрослых наша газета поднимала неоднократно. На этот раз свою точку зрения излагает директор Департамента контроля качества образования Минобразования Владимир Зданович.

без дополнительного контроля

Проблему качества услуг в сфере дополнительного образования взрослых наша газета поднимала неоднократно. На этот раз свою точку зрения излагает директор Департамента контроля качества образования Минобразования Владимир Зданович.

Когда-то документ о среднем специальном или высшем образовании гарантировал работу по специальности до самой пенсии. Теперь во всем мире учиться приходится практически всю жизнь. Роль дополнительного образования, направленного на профессиональное развитие, в последнее время значительно возросла. В Беларуси такие услуги предлагают как учреждения образования, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых, так и иные организации, которым законодательно предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и ИП.

ВЛОЖИВ средства в создание бизнес-школы или каких-либо курсов, инвестор рассчитывает на получение прибыли. С другой стороны, тот, кто заплатил за учебу немалые деньги, не всегда получает качественную услугу. Проблема защиты прав потребителей от недобросовестных провайдеров, действующих исключительно ради извлечения доходов, сегодня достаточно актуальна.

Например, в названиях многих организаций для повышения их значимости употребляются слова «школа», «институт», «академия», «университет», «центр» и т.п. Потенциальному клиенту сложно понять, что кроется за звучной вывеской — авторитетная академия или двухнедельные курсы. Законодательно такой «маркетинговый ход» не запрещен, хотя порой он явно пытается ввести людей в заблуждение. Логичным было бы ограничить использование перечисленных терминов в наименовании организаций, которые не являются учреждениями образования в соответствии с Кодексом об образовании.

Напомню, что в соответствии с Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и постановлением Совмина от 31.07.2006 № 976 Департамент контроля качества образования Минобразования (далее — Департамент) обязан контролировать качество дополнительного образования в учреждениях образования, которые имеют соответствующую лицензию. А она требуется в случае подготовки кадров с профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием, а также для переподготовки и повышения квалификации кадров, имеющих среднее специальное и высшее образование. Здесь контроль организован четко, в том числе с помощью государственной аккредитации, проверок и мониторингов. Выявляются нарушения, принимаются меры по их устранению, организуется контроль их исполнения, определяются направления повышения качества услуг.

При этом согласно постановлению Совмина от 22.06.2011 № 820 в зависимости от вида учреждения образования, иной организации, количества специальностей, профиля (направления) образования и специфики подготовки кадров к участию в работе комиссий по государственной аккредитации привлекаются высококвалифицированные специалисты, в т.ч. работники госорганов, учреждений образования, организаций — заказчиков кадров. Банк их данных имеется в Департаменте. Статус компании, желающей заниматься одним из таких видов деятельности, сразу будет четко определен: является она учреждением образования, которое проводит подготовку и переподготовку кадров со средним специальным или высшим образованием, или иной организацией, которая организует обучающие курсы и повышение квалификации руководящих работников и специалистов. В обоих случаях обеспечение качества образовательных услуг будет устанавливаться в ходе получения лицензии и прохождения госаккредитации. При этом предъявляются серьезные требования к материальной базе, кадрам, учебным программам. Это вполне обоснованно, поскольку лицензия дает право обучать, а сертификат о госаккредитации — выдавать на законных основаниях документы гособразца об образовании. Поэтому вопросами лицензирования и аккредитации в соответствии с отечественным законодательством должен заниматься государственный орган.

Отмечу, что госаккредитация в настоящее время максимально оптимизирована. Учреждения дополнительного образования взрослых проходят ее за 3 дня с минимальными затратами. Поэтому любая бизнес-школа или учебный центр, желающие осуществлять образовательный процесс, завершающийся выдачей документа об образовании, могут подать заявку в Департамент. При положительном решении они будут официально признаны государством как полноправные субъекты системы образования, что, естественно, повысит их авторитет в глазах потребителей.

Если же образовательная деятельность сводится к организации краткосрочных обучающих курсов с выдачей не документа об образовании, а справки об обучении, то для этого нет необходимости становиться учреждением образования или иной организацией. Получать лицензию и проходить аккредитацию тут не нужно. Но качество именно такой деятельности вызывает наибольшее число нареканий. Ведь иногда после обучения на платных курсах люди обнаруживают, что «выбросили деньги на ветер», и вернуть их обычно не могут, как это происходит при продаже некачественных товаров. Даже если и удастся довести дело до суда, то доказать, что услуга исполнителем оказана некачественно, сложно. Всегда можно заявить, что бывший клиент сам не проявил усердие, не обладал способностями и т.п.

ЗАКОНОМ установлена обязанность всех организаций, оказывающих образовательные услуги, самим обеспечивать их качество. Но очевидно, что эта обязанность в случае обучающих курсов во многих случаях не выполняется. Сегодня организацией и проведением обучающих курсов в форме семинаров, лекториев и т.п. занимаются многие, часто недолго. Поэтому действенно контролировать качество подобных услуг ни один аккредитационный орган не в состоянии.

Навести порядок здесь могло бы использование в полной мере полномочий, данных Указом № 510, согласно которому контроль за обеспечением качества образования, в т.ч. дополнительного образования взрослых, осуществляют облисполкомы, Мингорисполком, местные администрации. Действительно, на местах лучше видно, как идет этот процесс. Необходимо искать новые методы и формы такого контроля, начиная от момента регистрации субъектов, желающих заниматься определенной деятельностью в сфере образования. Кстати, не обходится без контроля и за рубежом. К примеру, в Великобритании создаются региональные центры, в состав которых входят предприниматели, представители общественности и местных органов власти. Их задача — установить контроль над разрозненной деятельностью отдельных предпринимателей, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих.

В Беларуси нет законодательных препятствий для создания подобных советов по дополнительному образованию взрослых при местных администрациях. Такие советы смогли бы высказать (естественно, с привлечением специалистов) аргументированное мнение о даче разрешения на оказание образовательных услуг в форме обучающих курсов, оценить качество услуг уже работающих в данной сфере организаций или индивидуальных предпринимателей, а в случае неудовлетворительной оценки — внести предложение исполкому о прекращении их деятельности.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by