Дополнительная ответственность для монополистов, внеплановые проверки – для всех
Совместным постановлением правительства и Нацбанка от 25.11.2020 № 674/22 утверждена антиинфляционная программа на 2021-2023 годы. За счет чего предлагается сдерживать цены?
Программа содержит 65 мероприятий по таким направлениям, как денежно-кредитная политика; структурные меры по снижению инфляции в отраслях экономики; ценовая политика (прогнозирование цен и тарифов, методология ценового регулирования, тарифное регулирование, организация и контроль ценообразования); снижение сезонной волатильности цен; противодействие монополистической деятельности и развитие конкуренции и коммуникационная политика.
Так, в планах – введение среднесрочных целевых параметров инфляции (в Нацбанке работают над переходом к 3-летнему прогнозированию, но пока этот шаг отложен. – Прим. авт.), расширение применения финансовых инструментов биржевой торговли, в т.ч. механизма хеджирования рисков при реализации товаров и сырья на товарной бирже, исключение возможности использования обменного курса при установлении цен в качестве индикаторов.
Обещано изменение подходов к работе магазинов-дискаунтеров, в т.ч. установление критерия уровня торговых надбавок при формировании розничных цен и введение для них послаблений в разработке и утверждении ассортиментных перечней товаров.
Также речь идет о совершенствовании принципов ценообразования на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику и услуги.
За ближайшие годы должна быть расширена практика проведения государственных закупок в электронном формате, а также внедрена система анализа конъюнктурных цен с использованием каталога продукции в госзакупках. Эти же меры коснутся закупок бюджетными организациями за счет собственных средств.
Среди прочего, власти возвращаются к мерам по сокращению размеров перекрестного субсидирования населения в тарифах на энергоресурсы для реального сектора экономики, в т.ч. для организаций жилищно-коммунального хозяйства. Планируется сдерживать рост затрат на оказание услуг ЖКХ. Также среди мер – поддержание 100-процентного уровня возмещения населением затрат по ним. На данный момент, судя по официальным заявлениям, население возмещает полную стоимость всех услуг, кроме самой дорогостоящей – теплоснабжения.
Также обещано совершенствование методики определения стоимости обучения в государственных учреждениях образования.
В направлении ценовой политики запланировано установление индикативного показателя прироста потребительских цен на социально значимые товары, разработка сводного документа изменений регулируемых цен и тарифов на год вперед. Кроме того, должен быть пересмотрен действующий перечень социально значимых товаров, цены на которые подпадают под госрегулирование. В перспективе – отмена госрегулирования как такового.
Другие важные направления:
– установление обязательств поставщикам по указанию в сопроводительных документах информации, связанной с формированием регулируемой цены на товар (отпускная цена, процент оптовой надбавки, скидок);
– развитие белорусских платежных систем и инструментов;
– доработка системы контроля кассового оборудования в целях получения информации о ценах на товары, реализованные в крупных торговых объектах;
– ведение базы данных об объемах товаров, реализуемых на биржевых торгах БУТБ, а также о ценах на них;
– определение конкурентных видов услуг в сферах естественных монополий, расширение антиконкурентных составов правонарушений;
– введение методики выявления и доказывания сговоров на электронных торгах;
– обеспечение равных условий деятельности для участников рекламного рынка независимо от их формы собственности;
– выявление запретов и ограничений в отношении свободного перемещения товаров между административно-территориальными единицами;
– расширение оснований назначения и проведения внеплановых проверок для получения необходимых документов с учетом риск-ориентированного подхода.
***
По данным Белстата, в январе-октябре 2020 г. инфляция составила 5,3% при официальном годовом прогнозе 5%.
Беларусь заняла 4 место на территории бывшего СССР по росту потребительских цен за 10 месяцев с начала года, свидетельствует анализ оперативных данных национальных органов статистики. В первой тройке – Узбекистан (7,8%), Таджикистан (7%) и Казахстан (5,5%). Далее идут Кыргызстан (5,3%), Россия (3,3%), Украина (2,7%), Грузия (2,5%), Азербайджан (1,3%) и Литва (0,4%). В Молдове цены снизились за этот период на 0,1%, в Латвии – на 0,2%, Эстонии – на 0,9%, Армении – на 1%. Туркменистан данные традиционно не публикует.
По итогам 2020 г. цены в Беларуси вырастут на 6,4%, ожидает Евразийский банк развития.
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
Индекс потребительских цен в Беларуси на товары и услуги, % | прогноз | 118 | 122 | 112 | 117,3 | 112 | 112 | 106,5 | 106 | 103,8 | 105 |
Источник Белстат | итог | 153,2 | 159,2 | 118,3 | 118,1 | 113,5 | 111,8 | 106,0 | 104,9 | 105,6 |
105,3 (январь-октябрь) |