Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дополнительная ответственность для монополистов, внеплановые проверки – для всех

Фото: РИА Новости / Константин Михальчевский

Совместным постановлением правительства и Нацбанка от 25.11.2020 № 674/22 утверждена антиинфляционная программа на 2021-2023 годы. За счет чего предлагается сдерживать цены?

Программа содержит 65 мероприятий по таким направлениям, как денежно-кредитная политика; структурные меры по снижению инфляции в отраслях экономики; ценовая политика (прогнозирование цен и тарифов, методология ценового регулирования, тарифное регулирование, организация и контроль ценообразования); снижение сезонной волатильности цен; противодействие монополистической деятельности и развитие конкуренции и коммуникационная политика.

Так, в планах – введение среднесрочных целевых параметров инфляции (в Нацбанке работают над переходом к 3-летнему прогнозированию, но пока этот шаг отложен.Прим. авт.), расширение применения финансовых инструментов биржевой торговли, в т.ч. механизма хеджирования рисков при реализации товаров и сырья на товарной бирже, исключение возможности использования обменного курса при установлении цен в качестве индикаторов.

Обещано изменение подходов к работе магазинов-дискаунтеров, в т.ч. установление критерия уровня торговых надбавок при формировании розничных цен и введение для них послаблений в разработке и утверждении ассортиментных перечней товаров.

Также речь идет о совершенствовании принципов ценообразования на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику и услуги.

За ближайшие годы должна быть расширена практика проведения государственных закупок в электронном формате, а также внедрена система анализа конъюнктурных цен с использованием каталога продукции в госзакупках. Эти же меры коснутся закупок бюджетными организациями за счет собственных средств.

Среди прочего, власти возвращаются к мерам по сокращению размеров перекрестного субсидирования населения в тарифах на энергоресурсы для реального сектора экономики, в т.ч. для организаций жилищно-коммунального хозяйст­ва. Планируется сдерживать рост затрат на оказание услуг ЖКХ. Также среди мер – поддержание 100-процентного уровня возмещения населением затрат по ним. На данный момент, судя по официальным заявлениям, население возмещает полную стоимость всех услуг, кроме самой дорогостоящей – теплоснабжения.

Также обещано совершенствование методики определения стоимости обучения в государственных учреждениях образования.

В направлении ценовой политики запланировано установление индикативного показателя прироста потребительских цен на социально значимые товары, разработка сводного документа изменений регулируемых цен и тарифов на год вперед. Кроме того, должен быть пересмотрен действующий перечень социально значимых товаров, цены на которые подпадают под госрегулирование. В перспективе – отмена госрегулирования как такового.

Другие важные направления:

– установление обязательств поставщикам по указанию в сопроводительных документах информации, связанной с формированием регулируемой цены на товар (отпускная цена, процент оптовой надбавки, скидок);

– развитие белорусских платежных систем и инструментов;

– доработка системы контроля кассового оборудования в целях получения информации о ценах на товары, реализованные в крупных торговых объектах;

– ведение базы данных об объемах товаров, реализуемых на биржевых торгах БУТБ, а также о ценах на них;

– определение конкурентных видов услуг в сферах естественных монополий, расширение антиконкурентных составов правонарушений;

– введение методики выявления и доказывания сговоров на электронных торгах;

– обеспечение равных условий деятельности для участников рекламного рынка независимо от их формы собственности;

– выявление запретов и ограничений в отношении свободного перемещения товаров между административно-территориальными единицами;

– расширение оснований назначения и проведения внеплановых проверок для получения необходимых документов с учетом риск-ориентированного подхода.

***

По данным Белстата, в январе-октябре 2020 г. инфляция составила 5,3% при официальном годовом прогнозе 5%.

Беларусь заняла 4 место на территории бывшего СССР по росту потребительских цен за 10 месяцев с начала года, свидетельствует анализ оперативных данных национальных органов статистики. В первой тройке – Узбекистан (7,8%), Таджикистан (7%) и Казахстан (5,5%). Далее идут Кыргызстан (5,3%), Россия (3,3%), Украина (2,7%), Грузия (2,5%), Азербайджан (1,3%) и Литва (0,4%). В Молдове цены снизились за этот период на 0,1%, в Латвии – на 0,2%, Эстонии – на 0,9%, Армении – на 1%. Туркменистан данные традиционно не публикует.

По итогам 2020 г. цены в Беларуси вырастут на 6,4%, ожидает Евразийский банк развития.

    2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Индекс потребительских цен в Беларуси на товары и услуги, % прогноз 118 122 112 117,3 112 112 106,5 106 103,8 105
Источник Белстат итог 153,2 159,2 118,3 118,1 113,5 111,8 106,0 104,9 105,6

105,3 (январь-октябрь)

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений