$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инвестиции

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЭМИССИЯ:

12.09.2014

весь выигрыш — входящему

Одним из наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций на открытом рынке считается дополнительная эмиссия акций. На первый взгляд она обладает рядом неоспоримых преимуществ: организационные расходы и прочие издержки сравнительно невелики, платить по ней проценты не нужно. Однако для самого ОАО и его акционеров, особенно миноритарных, дополнительная эмиссия влечет целый ряд перемен, не все из которых являются позитивными.

В соответствии со ст. 74 Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон № 2020-XII) увеличение уставного фонда АО осуществляется путем выпуска дополнительных акций либо увеличения их номинальной стоимости. Увеличение уставного фонда акционерного общества допускается после полной его оплаты. При этом увеличение уставного фонда АО путем выпуска дополнительных акций может осуществляться как за счет источников собственных средств этого общества и (или) акционеров, так и за счет иных инвестиций. При увеличении уставного фонда АО путем выпуска дополнительных акций общим собранием акционеров утверждается решение об их выпуске, содержащее реквизиты и сведения, установленные законодательством о ценных бумагах.

При увеличении уставного фонда АО путем выпуска дополнительных акций за счет источников собственных средств акционерного общества акции этого выпуска размещаются, если иное не предусмотрено законодательными актами, среди всех акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций той же категории и того же типа. При увеличении уставного фонда АО путем выпуска дополнительных акций уставный фонд увеличивается на сумму номинальных стоимостей размещенных акций дополнительного выпуска. В случае размещения акций дополнительного выпуска, осуществляемого посредством проведения подписки на акции, ее результаты утверждаются общим собранием акционеров.

Далее, в ст. 76 Закона № 2020-XII указано, что размещение акционерным обществом дополнительно выпускаемых акций может быть открытым либо закрытым: при открытом они размещаются среди неограниченного круга лиц, а при закрытом — среди ограниченного круга лиц.

ОАО вправе проводить открытое размещение дополнительно выпускаемых акций, а в случае размещения таких акций за счет источников собственных средств этого общества и (или) его акционеров и также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, — также закрытое размещение дополнительно выпускаемых акций. ЗАО вправе проводить только закрытое размещение дополнительно выпускаемых акций.

Размещение АО дополнительно выпускаемых акций осуществляется путем распределения среди акционеров в случае увеличения уставного фонда акционерного общества за счет источников собственных средств этого общества и (или) его акционеров, заключения договоров купли-продажи акций, проведения подписки на акции или иными способами, определенными законодательством.

В случае размещения АО дополнительно выпускаемых акций уставом акционерного общества может быть предусмотрено преимущественное право акционеров, владеющих простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, на покупку дополнительно выпускаемых акционерным обществом акций, если иное не предусмотрено законодательными актами. При этом устав АО должен содержать порядок определения количества акций, которое вправе приобрести каждый акционер, порядок уведомления акционеров об имеющемся у них преимущественном праве приобретения акций, включая требования к информации, содержащейся в таком уведомлении, срок действия такого преимущественного права, а также порядок действий акционеров, желающих осуществить свое преимущественное право приобретения акций. Порядок реализации акционерами преимущественного права приобретения дополнительно выпускаемых акционерным обществом акций в части, не урегулированной уставом этого общества, может быть определен локальным нормативным правовым актом, утвержденным общим собранием акционеров.

Размещение дополнительно выпускаемых АО акций может осуществляться по цене, превышающей их номинальную стоимость, указанную в решении о выпуске акций. Размещение дополнительно выпускаемых акционерным обществом акций независимо от суммы их номинальных стоимостей либо заинтересованности аффилированных лиц в размещении таких акций не является крупной сделкой или сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированных лиц.

Решения общего собрания акционеров по вопросам увеличения или уменьшения уставного фонда общества принимаются большинством не менее 3/4 голосов лиц, принимающих участие в этом собрании (за исключением случая увеличения уставного фонда за счет средств его акционеров, когда требуется единогласное принятие ими такого решения, — ч. 2 ст. 74 Закона № 2020-XII), а также если большее число голосов предусмотрено уставом акционерного общества. Принятие такого решения нередко сопровождается бурными спорами, особенно если допэмиссия производится ради получения господдержки или в иных случаях, когда увеличивается доля государства.

Например, согласно подп. 1.4 Положения о реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками, утв. Указом Президента от 16.02.2004 № 88, реструктуризация задолженности — это погашение задолженности по кредитам или перед бюджетом хозяйственного общества, которое не имеет возможности погасить ее и ликвидация которого нецелесообразна. Реструктуризация осуществляется путем увеличения уставного фонда данного общества в пределах имеющихся у него источников собственных средств с передачей доли в уставном фонде (акций) на сумму, соответствующую сумме задолженности, в собственность Республики Беларусь и (или) административно-территориальной единицы либо банка.

Кроме того, в п. 2 Положения о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи и п. 3 Положения о порядке и условиях возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами, утв. Указом Президента от 28.03.2006 № 182, предусмотрено, что финансовая помощь и возмещение части процентов по кредитам негосударственным юридическим лицам (за исключением организаций потребкооперации и колхозов) производятся с увеличением (образованием) доли Республики Беларусь в уставных фондах этих юридических лиц. Увеличение доли государства в отдельных ОАО путем зачета мер господдержки также предусматривается в ряде других нормативных правовых актов. Практика проведения допэмиссии в пользу государства в обмен на меры господдержки широко распространена в Беларуси. О том, как такой шаг влияет на права и интересы остальных акционеров, можно судить по следующему примеру.

Пример. Уставный капитал открытого акционерного общества «XYZ» составляет 500 млн. Br (100 тыс. акций номинальной стоимостью 5 тыс. Br). При этом 10% акций (10 тыс.) принадлежит членам трудового коллектива, 25% (25 тыс.) — государству, 35% (35 тыс.) — ООО «Х», 30% (30 тыс.) — физическим лицам, аффилированным с ООО «Х».

В соответствии с решением правительства ОАО в мае 2014 г. оказана господдержка в размере 1,5 млрд. Br. На сумму господдержки в июле производится дополнительная эмиссия акций, которые передаются государству.

В результате такой допэмиссии выпускается 300 тыс. акций номинальной стоимостью 5 тыс. Br. При этом общее число акций увеличивается до 400 тыс. (100 тыс. + 300 тыс.). Из них 325 тыс. будут принадлежать государству, доля которого увеличивается до 81,25% (325 тыс. / 400 тыс.). Одновременно доля членов трудового коллектива сокращается с 10% до 2,5% (10 тыс. / 400 тыс.), ООО «Х» — с 35% до 8,75% (35 тыс. / 400 тыс.), а аффилированных с ним физлиц — с 30% до 7,5% (30 тыс. / 400 тыс.).

Таким образом, контроль над ОАО «XYZ» переходит к государству, а ООО «Х» лишается статуса мажоритарного акционера. В дальнейшем акционеры будут получать дивиденды уже пропорционально новому распределению долей в уставном фонде. Ведь список акционеров, имеющих право на получение дивидендов, составляется на основании данных того же реестра владельцев ценных бумаг, на основании которого был составлен список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, принявшем решение о выплате соответствующих дивидендов (ч. 4 ст. 72 Закона № 2020-XII). Но если чистая прибыль, направляемая на выплату дивидендов, составляет, к примеру, 500 млн. Br, то на 1 акцию приходится 1250 Br, а не 5000, как причиталось бы ее владельцу без допэмиссии. Возможно, благодаря господдержке произойдет увеличение прибыли, но вряд ли оно будет 4-кратным и обеспечит миноритариям (в т.ч. бывшим обладателям контрольного пакета) прежний уровень дивидендной доходности. К тому же в соответствии с Указом от 28.12.2005 № 637 государству придется перечислять часть прибыли пропорционально его доле в уставном фонде независимо от финансового положения ОАО и наличия у него оборотных средств.

Необходимо отметить еще один аспект. Если финансовые результаты кардинально не улучшаются, то в связи с проведением допэмиссии существенно снижается показатель прибыли на акцию и рыночная стоимость акций. Поэтому в проспектах эмиссии при проведении IPO часто присутствует обязательство не проводить дополнительные эмиссии как минимум в течение 1–2 лет. Это является одним из обязательных условий защиты интересов акционеров. В противном случае в связи с появлением на рынке дополнительного количества акций их рыночная стоимость упадет, а акционеры понесут убытки.

Однако такие перспективы не позволяют требовать выкупа дополнительных акций акционерным обществом. Ведь ст. 78 Закона № 2020-XII допускает это требование лишь в том случае, когда внесение изменений и (или) дополнений в устав в части прав акционеров влечет ограничение этих прав, да и то если акционеры, требующие выкупа своих акций, голосовали против принятия соответствующего решения или не участвовали в общем собрании акционеров, на котором оно было принято. В случае допэмиссии права акционеров на участие в управлении и получение прибыли как таковые не ограничиваются — просто они утрачивают часть своей ценности.

Отдел финансов «ЭГ»