Должник объявил себя банкротом. Как он будет противодействовать кредиторам
Нередко должники, используя различные механизмы, противодействуют кредиторам и управляющему. Целью их действий является защита собственных имущественных интересов, в то же время они игнорируют имущественные интересы кредиторов. О способах, которые используются должниками для противодействия управляющему и кредиторам, а также о механизмах правовой защиты от недобросовестных действий должников, рассказали помощник адвоката Андрей Лойша и адвокат АБ «РЕВЕРА» Андрей Толочко.
В первую очередь отметим, что злоупотребления должников можно разделить на два этапа:
– до возбуждения дела об экономический несостоятельности (банкротстве);
– в период производства по такому делу.
До возбуждения дела недобросовестные должники могут совершать следующие действия:
1. Вывод активов путем совершения сделок;
2. Создание контролируемой кредиторской задолженности.
Совершение сделок до процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
Типичным для недобросовестного должника является вывод активов из проблемного юрлица, вследствие чего, уже после возбуждения дела об экономической несостоятельности, имущества организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.
Для борьбы с такими злоупотреблениями в Законе от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) установлены специальные основания для оспаривания сделок:
– ст. 100 «Распоряжение имуществом должника»,
– ст. 109 «Недействительность сделок должника»,
– ст. 110 «Признание недействительным договора дарения и недействительность сделок, которые противоречат интересам государства»,
– ст. 114 «Признание договора о залоге недействительным».
При защите интересов кредиторов также необходимо использовать иные основания для признания сделок недействительными, закрепленные в ГК РБ и иных законодательных актах.
Использование механизма оспаривания сделок позволяет возвратить часть активов в состав конкурсной массы должника, что, в свою очередь, повышает процент удовлетворения требований кредиторов.
Следующий способ противодействия со стороны должников заключается в создании контролируемой кредиторской задолженности.
Это кредиторская задолженность, которая была создана искусственным образом, к примеру, путем установления несоразмерных санкций в договорах. Контролируемая кредиторская задолженность создается между должником и фактически аффилированной (связанной с ним) организацией.
Делается это с тем, чтобы в последующем, уже в ходе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), при распределении денежных средств часть их попала к лицам, контролирующим фактически аффилированную организацию. Как правило, они же контролируют организацию-должника (участники, собственник имущества).
В настоящий момент существует проблема, заключающаяся в том, что отсутствует правовой механизм оспаривания кредиторами требований друг друга. То есть, даже четко понимая, что требования одного из кредиторов являются необоснованными, и, по существу, созданы искусственно, остальные не могут защитить свои интересы.
В Законе о банкротстве есть косвенные механизмы, которые позволяют противодействовать контролируемой кредиторской задолженности. Так, кредиторы могут на собрании/комитете кредиторов принять решение об обязанности управляющего исключить некоторые требования из реестра требований.
В то же время данный механизм не в полной мере эффективен, так как для его реализации необходимо принятие решения большинством голосов на собрании/комитете кредиторов. Кредиторы, не обладающие достаточным количеством голосов, данный механизм реализовать не могут.
Кроме того, на действия управляющего по включению необоснованного требования в реестр требований кредиторов может быть подана жалоба в порядке, предусмотренном ст. 54 Закона о банкротстве.
Действия в период производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
На этом этапе должники противодействуют кредиторам следующими способами:
– инициирование дела о банкротстве и назначение управляющего из числа дружественных себе кандидатур;
– обжалование действий управляющего и кредиторов;
– неисполнение обязанности по передаче управляющему бухгалтерской и иной документации.
Фигура управляющего по делу о банкротстве является ключевой, именно от его действий зависят успешность этой процедуры, защита и удовлетворение требований кредиторов.
В ч. 1 п. 14 Пленума Верховного Суда РБ от 25.06.2015 № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что по общему правилу, предусмотренному ч. 5 ст. 64 Закона, при возбуждении производства по делу о банкротстве управляющий назначается из числа кандидатур, представленных лицом, подавшим заявление об экономической несостоятельности.
Таким образом, в результате самостоятельной инициации дела о банкротстве должниками управляющий назначается из представленных ими кандидатур, и, как следствие, данный управляющий руководствуется, в первую очередь, интересами должника, что негативно влияет на защиту имущественных интересов кредиторов.
Обжалование действий управляющего и кредиторов – следующий механизм злоупотребления должников – выражается в подаче должником, а, точнее, его участниками, собственником имущества, различных необоснованных жалоб, которые с процессуальной точки зрения затягивают сроки производства по делу об экономической несостоятельности, дезорганизуют работу управляющего и действия кредиторов.
Часто должники противодействуют путем неисполнения обязанности по передаче управляющему бухгалтерской и иной документации. Данная обязанность закреплена в абз. 6 ч. 1 ст. 86 Закона о банкротстве, которая устанавливает, что органы управления должника – юридического лица, должник – индивидуальный предприниматель в срок, установленный судом, но не превышающий десяти дней, обязаны обеспечить передачу управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей.
В практике встречаются случаи, когда органы управления должника, с одной стороны, не отказываются от исполнения обязанности по передаче управляющему бухгалтерской и иной документации, но, с другой стороны, заявляют, что часть документации «потерялась», «сгорела», «похищена». Есть прецеденты, когда бухгалтерская документация уничтожалась природными катаклизмами.
При отсутствии документации управляющий и кредиторы не владеют необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности должника, поэтому первоначально управляющий тратит существенный промежуток времени на получение сведений из банков, налоговых органов, иных государственных органов и организаций, и лишь в последующем может осуществлять действия, направленные на возврат имущества должника, в т.ч. путем оспаривания сделок.
В заключение отметим, что существующие правовые пробелы позволяют должникам злоупотреблять правами, однако активная позиция управляющего и кредиторов, их совместная деятельность для достижения целей процедуры банкротства позволяет в конечном счете защитить экономические интересы всех участвующих в деле лиц.