$

2.1213 руб.

2.4235 руб.

Р (100)

3.2040 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

АПК

Доктрина продовольственной безопасности

12.01.2018

Госполитика продовольственной безопасности в ближайшие годы будет основываться на доктрине. Ее разработчики сфокусировали внимание на нескольких направлениях: качество и доступность питания, здоровый образ жизни населения, конкурентоспособность аграрного производства, рациональное потребление продуктов.

Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года утверждена постановлением Совмина от 15.12.2017 № 962. Основные задачи в области продовольственной безопасности – обеспечить высокое качество питания для населения, востребованность белорусской продукции на внешних рынках, интеграцию в мировой продовольственный рынок. Основой действующей системы обеспечения продовольственной безопасности до настоящего времени являлась Концепция национальной продовольственной безопасности, утв. постановлением Совмина от 10.03.2004 № 252. Основные ее положения преимущественно реализованы, отмечено в новом документе: страна полностью покрывает свои потребности в продовольствии, доля импорта на национальном рынке не превышает 15%, растет экспорт агропродовольственных товаров.

Вместе с тем не решены задачи повышения результативности производства и снижения себестоимости продукции, эффективности экспорта и конкуренции на внешнем рынке, создания интегрированных компаний, выстраивания устойчивой агропродовольственной системы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Безопасность и независимость

Продовольственная безопасность означает, что независимо от влияния конъюнктуры мировых рынков и других внешних факторов все жители страны постоянно имеют физическую, социальную и экономическую доступность к оптимальному количеству безопасной и питательной пищи, удовлетворяющей их потребности и вкусовые предпочтения. Вместе с тем в документе отмечено, что на фоне достаточного количества продуктов рацион белорусов остается несбалансированным по качеству. Например, домохозяйства с детьми употребляют меньше мяса, рыбы и чаще готовят картофель. Значительно различается диета городского и сельского населения. Горожане приобретают больше молокопродуктов, мяса, фруктов и ягод, а сельчане – хлеба. Это происходит из-за недостаточного для качественного питания уровня доходов сельского населения, слабой эффективности продовольственного снабжения территорий. Кроме того, в структуре потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на питание. В 2015 г. этот показатель составил 41,9%, тогда как в 2010 г. – 39%. При сохранении тенденции роста цен питание граждан с низкими доходами (неработающие пенсионеры, многодетные семьи, семьи с детьми) может стать недостаточно полноценным. В связи с этим повышение качества питания населения и увеличение потребления экологической и органической продукции в стране в первую очередь связаны с обеспечением ее экономической доступности для всех категорий населения.

Продовольственная независимость означает максимальную автономность и экономическую состоятельность национальной продовольственной системы, ее адаптивность к конъюн­ктуре мирового рынка при рациональном использовании производственного потенциала АПК и активной внешнеэкономической деятельности.

Достигнутый в 2013–2015 гг. уровень развития собственного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Беларуси обеспечивает физическую доступность для населения продуктов питания в энергетической оценке 3,4 тыс. килокалорий на 1 человека в сутки. Это почти соответствует «оптимистическому» уровню продовольственной независимости (есть еще «недостаточный» и «критический»). Страны, расположенные на этой ступени развития, обеспечивают потребности внутреннего рынка (в энергетической оценке 3,5 тыс. килокалорий на 1 человека в сутки) за счет собственного производства на 80–85%, импорта – 15–20%, причем экспорт продукции может быть неограниченным.

Продовольственная независимость страны оценивается по 10 группам продуктов: зерно, молоко, мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и ягоды, яйца и рыба. Цепочка движения продовольствия включает сельское хозяйство, пищевую промышленность, хранение, оптовую и розничную торговлю, потребление, резервы и фонды (запасы), экспорт, импорт.

Стартовые характеристики и проблемные зоны

Беларусь в 2013–2015 гг. за счет собственного производства удовлетворяла потребность внутреннего рынка в молоке и молокопродуктах на 213%, мясе и мясопродуктах – на 131%, яйцах – на 130%, сахаре – на 201%, в масле растительном – на 112% (по ассортименту – на 40%). Такие объемы аграрного производства позволили наращивать экспорт сельскохозяйственных и продовольственных товаров.

Вместе с тем проблем хватает. Производительность труда в сельском хозяйстве не обеспечивает его эффективность и конкурентоспособность. По данным Всемирного банка, валовая добавленная стоимость в сельском хозяйстве в расчете на 1 работника в среднем в странах ЕС составляет около 28 тыс. USD, Австрии – 45 тыс. USD, Германии – 33 тыс. USD, а в Беларуси – 16 тыс. USD.

В 2015 г. уровень рентабельности реализованной продукции, товаров, работ, услуг в сельскохозяйственных организациях составил лишь 0,6% – совсем мало для расширенного воспроизводства, даже с учетом значительной господдержки. Растет число убыточных сельхозорганизаций, приближаясь в некоторых регионах к критическому уровню. Сельхозпроизводители испытывают дефицит собственных оборотных средств, наращивают финансовые обязательства. Удельный вес инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме находится на уровне 10,3% – минимально достаточный уровень для обеспечения продовольственной независимости.

Высока доля некоторых импортных продуктов в розничной торговле: фруктов – 89%, кондитерских изделий из сахара – 31%, фруктовых и овощных соков – 28%, масла растительного – 76%, крупы гречневой – 39%, детского питания – 33%.

Недостаточная покупательная способность населения сдерживает планы по совершенствованию общей структуры питания, а отсутствие роста реальных доходов не позволяет поддерживать сбалансированный рацион. В 2015 г., например, сократилось потребление отдельных видов свежих овощей, фруктов, всех видов рыбы и некоторых молочных продуктов.

Тенденции развития мирового рынка свидетельствуют о том, что в долгосрочной перспективе сохранится дефицит продовольственных ресурсов, поскольку темпы приростов объема производства сельхозсырья и продовольствия остаются недостаточными для того, чтобы полностью обеспечить потребности растущего населения планеты. Конъюнктура рынка останется нестабильной, а торговля продолжит развиваться под влиянием не только естественной конкуренции, но и политических факторов. Страны, являющиеся основными производителями и экспортерами продовольствия, будут по-прежнему увеличивать господдержку аграрного сектора. Например, в 2014–2015 гг. по сравнению с 1995–1997 гг. в России объем господдержки увеличился на 33%, Казахстане – на 25%, США – на 6%, в ЕС – на 2%.

Реализация основных положений доктрины позволит:

– повысить уровень продовольственной безопасности по важнейшим составляющим: физическая доступность – на 10%, качество питания населения – на 25% за счет совершенствования структуры потребления и увеличения в рационе удельного веса продуктов здорового питания и органической продукции;

– обеспечить условия для насыщения внутреннего рынка качественными продуктами питания отечественного производства, увеличить долю группы продуктов здорового питания (функциональных, диетических, лечебных) и органических пищевых продуктов до 20%;

– повысить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках за счет оптимизации использования потенциала аграрной отрасли, повышения качества растительного и животного сырья, внедрения безотходных и экологически безопасных технологий со щадящим режимом потребления ресурсов;

– повысить конкурентоспособность республики как субъекта мировой экономики посредством формирования имиджа страны с эффективной системой продовольственной безопасности и национальной стратегией в сфере повышения качества питания и жизни населения.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ