Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2258
EUR:
3.4744
RUB:
3.5023
Золото:
237.96
Серебро:
2.75
Платина:
99.87
Палладий:
98.94
Назад
Итоги
10.08.2021 5 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №60 (2457) от 10.08.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Доходы и расходы госбюджета: — дефицит остается под контролем

Фото: rawpixel

Минфин представил данные об исполнении бюджета сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты, государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения) за январь-июнь 2021 г. Согласно опубликованным показателям уточненный план допускает увеличение дефицита бюджета до 5,8 млрд руб., однако пока превышение расходов над доходами не достигло и 1 млрд руб.

 

Доходы бюджета формируются с опережением плана

Совокупные доходы бюджета за январь-июнь 2021 г. сложились в сумме 28,2 млрд руб., что составляет 51,6% уточненного годового плана. Отметим, что поступления в бюджет заметно прибавили в апреле-июне, поскольку еще в I квартале доходы составляли 23,9% от годового плана. При этом и план по доходам был пересмотрен в сторону увеличения – 5,6 млрд руб. против 5,4 млрд руб. в I квартале.

В разрезе отдельных источников формирования бюджета наиболее заметно прибавили доходы от внешнеэкономической деятельности – 2,6 млрд руб., на долю которых приходится 63,7% уточненного годового плана. Ведущая роль данного источника была заметна еще в I квартале, когда поступления превысили план на 5,5%. По результатам 6 месяцев доходы от ВЭД продолжили расти, в итоге превышение достигло внушительных 13,7%. Небольшое опережение от плана показали также и другие доходные источники бюджета – НДС (7 млрд руб., 50,2% от запланированных поступлений) и акцизы (1,7 млрд руб., 51,5%). В числе аутсайдеров – налог на прибыль (1,7 млрд руб.) и поступления ФСЗН (9,5 млрд руб.), которые отстают от годового плана на 1,2% и 0,4% соответственно.

Таким образом, несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку, связанную с введением санкций, доходы бюджета практически не пострадали. Основным драйвером роста стали доходы от ВЭД, которые более чем на 550 млн руб. превысили годовой план в расчете на 6 месяцев. Источники, которые попали в разряд отстающих, также не показали значительной разницы между плановым и фактическим значением, так что по итогам года при благоприятных условиях они вполне смогут подтянуться. Собираемость налогов остается высокой: на 01.07.2021 суммарная задолженность по налогам и сборам составила 178,6 млн руб., что лишь на 1,7% превышает значение прошлого квартала.

 

Текущий дефицит бюджета сохраняется в пределах 1 млрд руб. при плане 5,8 млрд

Расходы бюджета за январь-июнь 2021 г. составили 29,1 млрд руб., или 48,2% уточненного годового плана. То есть если доходы за рассматриваемый нами период превысили планируемое значение, то расходовано было на 1,8% меньше от запланированного, что, безусловно, является положительным моментом. В то же время следует учитывать, что расходная часть бюджета была пересмотрена в сторону увеличения. Если 1 апреля 2021 г. запланированные на год расходы бюджета согласно уточненному плану составляли 59543 млн руб., то на 1 июля 2021 г. они уже выросли до 60 442 млн руб., увеличившись на 899 млн руб. Представленные данные по структуре бюджета позволяют понять, по каким направлениям была пересмотрена расходная часть.

В результате очередного уточнения бюджета больше всего выросли расходы на национальную экономику – на 610 млн руб., до 6492 млн руб. Остальные 289 млн руб. были добавлены к расходам на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации). К сожалению, отчеты Минфина не содержат более подробной информации, которая позволила бы точнее интерпретировать направление социальной сферы, получившей дополнительное финансирование.

Рассмотрим расходы бюджета сектора госуправления в разрезе основных направлений финансирования. На общегосударственную деятельность было направлено 6,1 млрд руб. (45,8% от годового плана по данной категории расходов), на финансирование национальной экономики – 3,0 млрд руб. (46,9%), на финансирование социальной сферы – 10,3 млрд руб. (51,6%). Расходы ФСЗН составили 9,3 млрд руб. – 49,7% утвержденного годового плана. Таким образом, за 1-ое полугодие 2021 г. лишь расходы на финансирование социальной сферы вышли за пределы 50%, по остальным направлениям наблюдается некоторый запас от 0,3 до 4,2%.

Как видим, итоговый дефицит (превышение расходов над доходами) бюджета за январь-июнь 2021 г. сложился в сумме минус 0,9 млрд руб., республиканского бюджета – минус 1,6 млрд руб. Бюджет ФСЗН за рассматриваемый период сохранился в пределах 0,2 млрд руб. С учетом установленных значений по размеру дефицита в минус 5,8 и 6 млрд руб. результаты 1-го полугодия выглядят более чем удовлетворительными, позволяя надеяться, что разница между доходами и расходами по итогам месяца будет минимальной. А как получится по факту – покажет время.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений