Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Договоры строительного подряда: что изменилось

Постановлением Совмина от 10.04.2018 № 274 (далее – постановление № 274), вступившим в силу с 14 апреля 2018 г., внесены определенные изменения в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450).

Общие положения

В подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) приведено определение строительство объекта «под ключ», под которым понимается осуществление генеральным подрядчиком по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, по договорной цене работ по получению исходной и разрешительной документации, проектированию, строительству, выполнению части функций заказчика по управлению строительством, пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику. В связи с этим из п. 3 Правил № 1450 исключено действовавшее ранее определение, когда под строительством объекта «под ключ» понимается осуществление строительной деятельности либо подрядчиком, либо генеральным подрядчиком, выполняющим весь комплекс работ от изысканий и проектирования до сдачи объекта заказчику, в том числе с привлечением других организаций.

Порядок заключения договора

В подп. 8.1 п. 8 Правил № 1450, содержащим перечень документов, которые должны иметься у заказчика при заключении договора строительного подряда, исключена разрешительная документация на капитальный ремонт объекта, выданная местным исполнительным и распорядительным органом в установленном порядке. При этом указанную разрешительную документацию на проектирование, возведение, реконструкцию и реставрацию при заключении договора строительного подряда заказчику, как и ранее, необходимо иметь.

Что касается подрядчика, то из подп. 8.2 п. 8 Правил № 1450, содержащего требования к нему при заключении договора строительного подряда, исключены:

1) обязанность подрядчика предоставлять заказчику сведения о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства объекта (выполнения строительных работ), а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством при выполнении строительных работ;

2) право заказчика требовать от него представления иных связанных с выполнением договорных обязательств документов и (или) сведений.

В перечень документов, которые прилагаются к договору строительного подряда и являются его неотъемлемой частью (ч. 1 п. 19 Правил № 1450), дополнительно включен график поставки оборудования подрядчиком, если договором предусмотрено, что поставку оборудования осуществляет последний.

Кроме того, с учетом требований подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7, согласно которому субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, в ч. 3 п. 19 Правил № 1450 теперь установлено, что договор строительного подряда и приложения к нему должны быть подготовлены в количестве экземпляров, предусмотренном заключаемым договором, но не менее двух и подписаны сторонами. При этом скреплять их печатями уже не нужно, однако, как и ранее, каждый лист договора и приложений к нему должен быть пронумерован и подписан сторонами.

Обязанности и права сторон

Согласно изменениям, внесенным в п. 22 Правил № 1450, заказчик имеет право передавать исполнение своих функций инженеру (инженерной организации) путем заключения соответствующего договора безо всяких оговорок (ранее она имелась, хотя в последнее время и не применялась).

Ранее при строительстве объектов «под ключ» (п. 27 Правил № 1450) подрядчик был обязан лишь:

– получить необходимую разрешительную документацию и разрешение на производство строительно-­монтажных работ;

– передать заказчику на утверждение в установленном порядке проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, в определенном договором количестве экземпляров.

После принятия постановления № 274 в новой редакции п. 27 Правил № 1450 установлено, что генеральный подрядчик (с учетом изменений, внесенных в п. 3 Правил № 1450, см. выше) при строительстве объектов «под ключ» по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, по договорной (контрактной) цене обязан:

– получить исходную и разрешительную документацию;

– обеспечить выполнение работ по проектированию, строительству;

– выполнить часть функций заказчика по управлению строительством, переданных ему на основании договора;

– обеспечить выполнение пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику.

Порядок расчетов за выполненные строительные работы

Как и ранее, согласно п. 54 Правил № 1450 за расчетный период в договоре строительного подряда может быть принят месяц либо иной период, необходимый для строительства объекта или выполнения видов (этапов) строительных работ. Однако для объектов, по которым одним из источников финансирования являются бюджетные средства, за расчетный период всегда принимается месяц, если иное не установлено законодательством.

В п. 55 Правил № 1450 уточнено, что основанием для расчетов за выполненные строительные работы является подписанная уполномоченными представителями заказчика и подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах, составленная на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, формы и порядок применения и заполнения форм которого утверждаются Минстройархитектуры (ранее здесь говорилось только о формах, утверждаемых этим министерством).

Согласно новой редакции п. 57 Правил № 1450 по объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, размер текущего аванса не должен превышать 70% стоимости строительных работ (было – не более 50%), планируемых к выполнению в расчетном месяце, за вычетом суммы целевого аванса на материальные ресурсы, включаемые в договорную (контрактную) цену подрядных работ, предусмотренного к освоению в этом месяце.

При невыполнении графика производства работ по вине подрядчика сумма отработанного текущего аван­са определяется как произведение стоимости фактически выполненных строительных работ в расчетном месяце за вычетом суммы отработанного целевого аванса на установленный процент авансирования (ранее здесь говорилось и произведении указанной стоимости на установленный договором процент авансирования).

Сумма неотработанного текущего аванса (было – аванса), определяемая как разница между суммой текущего аванса, фактически полученного подрядчиком для выполнения строительных работ в расчетном месяце, и суммой отработанного текущего аванса, признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком. Подрядчик за пользование чужими денежными средствами уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного текущего аванса, в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, выполненных в расчетном месяце, на который выдавался текущий аванс. Период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения текущего аванса до даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, в счет оплаты которого зачитывается неотработанный текущий аванс (было – на которые выдавался аванс). Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается.

Текущий аванс считается полностью отработанным, если строительные работы, предусмотренные графиком производства работ, выполнены в полном объеме.

В п. 58 Правил № 1450 уточнено, что в заявке на выделение целевого аванса подрядчик указывает наименование, количество, стоимость, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов. Заказчик вправе с согласия подрядчика перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, если с ними подрядчиком заключены соответствующие договоры, за исключением объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств (ранее это исключение отсутствовало).

Заключительные положения

В п. 66 Правил № 1450 теперь установлено, что на принятые в эксплуатацию объекты и выполненные строительные работы, являющиеся предметом договора, может быть установлен гарантийный срок более 5 лет (сейчас – ровно 5 лет).

В новой редакции изложено приложение к Правилам № 1450, содержащее перечень материальных ресурсов, на приобретение которых в договоре может предусматриваться выплата целевых авансов. К металлоконструкциям, изготовление и поставка которых требуют продолжительного времени (более 30 дней), материальным ресурсам, закупаемым по внешнеторговым контрактам, нестандартным строительным конструкциям, изготовление которых производится по индивидуальным заказам, которые ранее входили в приложение, постановлением № 274 добавлены:

– арматурная сталь и металлопрокат для сборных и монолитных железобетонных изделий и конструкций, запорная арматура;

– кабельная продукция;

– предварительно-изолированная продукция (трубы, соединительные детали, фитинги, тройники, арматура);

– пускорегулирующая аппаратура, распределительные шкафы, фасадные системы, элементы воздушных линий.

В число также включенных в приложение материальных ресурсов, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ, кроме гравия, грунта, песка, щебня, в том числе используемых для производства бетонных и асфальтобетонных смесей, тротуарной плитки и борта, дополнительно включены битум и цемент.

В приложении также уточнено, что в перечень наружных и внутренних инженерных систем, закупка оборудования, комплектующих и материалов для устройства которых предусматривает выплату целевых авансов, теперь входят системы отопления и вентиляции, кондиционирования, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водопровода, канализации, автоматизации технологических процессов, связи, радио и телевидения, видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступа, электроосвещения, технологические системы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений