Договоры на приобретение ИТ–товаров и услуг. Что надо помнить руководителю

Сегодня невозможно вести бизнес без ИТ–поддержки, приобретения, доработки (а иногда и разработки под заказ) офисного и бухгалтерского программного обеспечения, собственного сайта, использования электронной почты, ЭЦП, нормативно-правовых баз и других высокотехнологичных сервисов. При документальном оформлении приобретения (заказа) таких товаров и услуг нередко возникают недоразумения, недопонимание между сторонами, а иногда и острые конфликты.
«Старая» и «новая» экономика. А право?
Нормы законодательства появляются неслучайно. Право – регулятор складывающихся между людьми на практике правоотношений. Простой пример – брачно-семейные нормы. Если в стране принята моногамия, то есть один муж – одна жена, то такое отражение брачно-семейные отношения получат и в праве, включая нормы наследования, родительские отношения и пр.
Те правоотношения, которые формировались годами, давно, в законодательство по ним вносились изменения, можно условно назвать «старыми». В них легче разобраться всем участникам, суду, если конфликт возник серьезный.
Но появляются и совершенно новые правоотношения. Самый яркий пример – это именно сделки, связанные с созданием, внедрением, доработкой, использованием продуктов индустрии информационных технологий. Принимаются нормативные документы, например, Декрет от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», формирующие совершенно новую правовую среду.
И тут стороны договора, особенно предприятия «традиционных» отраслей, ранее мало вовлеченные в использование ИТ, натыкаются на множество подводных камней.
Что стоит за терминами
Поскольку эта сфера регулирования неизведанная, не описанная в законодательстве, все начинается с терминов. Действительно, мы говорим – токен, криптовалюта, майнинг, значит, надо понимать, прежде всего, что пытаемся регулировать.
Точно такая же ситуация на уровне договоров организаций, заключаемых в ИТ–сфере – сначала определимся в терминах. Пусть даже устно, для себя. Затем уже параметры сделки описываются в договоре.
Ведь когда речь идет об «осязаемых» предметах – объектах недвижимости или результатах исполнения договора строительного подряда, стороны хотя бы представляют из опыта, практики, о чем идет речь в договоре. В сфере ИТ–технологий все не так, условия о предмете договора формулируют узкие специалисты, часто – одного уровня компетентности с каждой из сторон. Им при заключении договора все понятно, руководители им доверяют, подсчитывают выгоду от сделки.
Однако понятия «разработать программное обеспечение», «определить порядок и условия его приема», «тестирование», чем и как подтверждать его недостатки – все это должны одинаково оценивать и понимать заказчик и исполнитель.
Бывает так: договор начинают исполнять, возникает конфликт, он переносится в суд. Здесь и выясняется, что «понятно, что ничего не понятно», так сказать. Каждая из сторон совершенно по-своему определяет даже термины.
Существенные условия договора
Для того, чтобы заключаемый договор (а именно договором оформляется сделка) устроил всех участников, в нем всегда прописываются права и обязанности сторон, четко должны быть оговорены существенные условия, предмет договора. Согласно ст. 402 ГК существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.
Например, согласно ст. 525 ГК «Определение предмета в договоре продажи недвижимости», в этом документе должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в т.ч. данные, определяющие расположение объекта на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается несогласованным, а соответствующий договор не считается заключенным.
Но при покупке готового софта и особенно при разработке под заказ, доработке программного обеспечения не для всех является очевидной необходимость максимальной конкретизации: за какой именно софт платятся деньги, какие его функциональные особенности имеют принципиальное значение.
Есть ли в ИТ «надлежащее качество»
Предварительная подготовка к рассмотрению спорной ситуации нам всем необходима, а в такой новой сфере, как ИТ–технологии, – тем более.
Это касается всех видов договорной деятельности, в т.ч. и новых. Например, приобретается такой технически сложный товар, как смартфон: потребитель защищен и действующими государственными стандартами, и санитарными нормами, и Законом от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей». Согласно ст. 5 этого нормативного акта потребитель имеет право на надлежащее качество товаров (работ, услуг), в т.ч. безопасность товаров (работ, услуг), комплектность, количество товара (результата работы).
Как может убедиться потребитель в том, что его права, прописанные в законе, соблюдаются? Только проверив работоспособность гаджета. Но при максимальной лояльности законодательства к потребителю весь функционал при покупке вы все равно проверить едва ли сможете.
С программным обеспечением ситуация еще сложнее. Мало того, что необходимо достаточно много времени, чтобы убедиться в его работоспособности и функциональности, гарантии у покупателя или заказчика здесь совсем иные, чем у потребителя традиционных товаров. Как правило, разработчик софта стремится хитрыми формулировками снять с себя любую ответственность за качество и переложить на кого-то риски нанесения ущерба некорректной работой софта.
И это, к сожалению, преобладающая общемировая практика.
Информация – категория неопределенная
Статья 679 ГК «Обязанность подрядчика передать информацию заказчику» предусматривает, что вместе с результатом работы подрядчик передает информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором, или характер информации таков, что без нее невозможно использование результатов работы для целей, указанных в договоре.
Но какую именно информацию, в какой форме и как передавать? В виде текстовой инструкции? Видеофайла? При оформлении договора стороны к этому пункту часто относятся формально. А когда доходит до реального внедрения и использования результатов работы ИТ–компании, выясняется, что заказчик ожидал чего-то совершенного другого, чем то, что им фактически получено.
Зачастую необходимы не письменная инструкция, а несколько часов (суток, недель, месяцев) работы квалифицированного специалиста, готового обучить персонал заказчика. А в договоре это может быть не предусмотрено. И исполнитель не планирует бесплатно предоставлять такие дополнительные услуги.
Возникновение и предотвращение конфликта
Первое правило – спор может возникнуть между сторонами договора по любому его пункту. Согласно ст. 19 ХПК, лица, участвующие в деле, обязаны обосновать свои требования и возражения.
Значит, если спор переходит в суд, независимо от того, подал ли субъект хозяйствования иск, или иск подали на него, – все «за» и «против» должны быть аргументированы.
Поэтому второе правило – руководитель должен понимать документ, который подписывает. Казалось бы, это очевидно.
Но в реальной деятельности иногда бывает совсем не так. Особенно это создает напряжение, когда в документе речь идет о чем-то принципиально новом. Да, нужно время, чтобы понять, подумать над текстом, разобраться. Разбирайтесь. Никакого волшебства и «шаманства» в ИТ нет. Исполнители должны быть в состоянии объяснить назначение и функциональность программного обеспечения или иного высокотехнологичного решения, на которое тратятся деньги вашей организации.
Этим нельзя пренебрегать, поскольку даже вопрос можно четко сформулировать только при полном (или близком к нему) понимании предмета спора.
Третье правило – всегда необходимы консультации и отраслевого специалиста, и грамотного юриста, независимо от того, на каком уровне может грянуть конфликт, особенно если речь идет о новых для вас типах договоров и сделок.
Уровни рассмотрения конфликта
Во-первых, вероятность возникновения значительной части потенциальных конфликтов снимается уже на стадии обсуждения условий контракта между сторонами. Поэтому, чем больше спорных моментов будет подвергнуто подробному анализу и обсуждению на этой стадии, тем понятнее будет, о чем договорились.
Во-вторых, снять возникающие при исполнении договора конфликты можно и на переговорах по этому вопросу, необязательно доводить дело до суда. Но на этом этапе важно мнение специалиста. Переговоры ценны и тем, что позволяют сэкономить ресурсы.
В-третьих, спор могут рассматривать и медиаторы. Согласно Закону от 12.07.2013 № 58-З «О медиации», да и исходя из уже накопленного в нашей стране опыта, привлечение такого рода экспертов для решения спора между субъектами хозяйствования является вариантом целесообразным и гораздо более дешевым, чем традиционный судебный процесс. Это экономит и время, и деньги, и позволяет выработать взаимоприемлемое соглашение там, где еще недавно был казавшийся неразрешимым конфликт.
Хотя это и не судебное рассмотрение, но и здесь для достижения соглашения необходимо, безусловно, четкое, верное понимание того, в чем спор, как его разрешить. Так что вышеперечисленные советы по максимальной конкретизации и анализу положений договора точно не будут лишними.
В-четвертых, спор рассматриваться может судом, причем как только в первой инстанции, так и по жалобе участников, в апелляции, кассации, надзоре. Соответственно, все материалы должны быть убедительны, аргументированы, а, значит, составу суда понятны.
И поэтому как пояснения специалистов сторон, так и, возможно, экспертные мнения, всегда востребованы. Следует, повторимся, позаботиться сразу о получении хотя бы устного мнения, а документально закрепленного – еще лучше.