Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Консультации
02.06.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Договор мены и меноподобная сделка

В отечественной правоприменительной практике употребляются разные понятия, описывающие обмен одних объектов гражданского права, не являющихся деньгами, на другие: «товарообменная операция», «бартер (бартерная операция)», «то­варообменный (бартерный) договор», «договор мены». Возможен ли в рамках белорусской правовой системы обмен товара не на товар?

В ГК урегулирован исключительно договор мены (глава 31). В п. 1 ст. 538 ГК предусматривается, что по данному договору каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом ничего не говорится о возможности обмена товара на работы или услуги. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам, регламентирующим договор мены, и существу мены, каждая из сторон договора мены признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п. 2 ст. 538 ГК)

Таким образом, в белорусском праве договор мены по своей конструкции не может ни при каких условиях предусматривать обмен товара на результат работы или услугу, нераскрытую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ или услуг.

В то же время допускается неэквивалентный, т.е. частичный, обмен товара на товар. Так, согласно п. 2 ст. 539 ГК в случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен законодательством или договором. То есть при частичной денежной оплате либо иначе частичном обмене товарами также речь идет о договоре мены.

Другими словами, законодатель рас­сматривает сделку как договор ку­пли-­продажи лишь в случае, когда какой-либо объект передается в обмен исключительно на деньги. Если же в обмен на товар, хотя бы частично, передается другой товар, то это уже абсолютно другой вид гражданско-правового обязательства – договор мены.

В белорусском праве в некоторых случаях присутствуют прямые запреты на совершение договора мены. Например, согласно ст. 25 Закона от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом расчеты осуществляются на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок, за исключением сделок, при которых за поставленную продукцию и спирт рассчитываются со счетов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, на которых находятся денежные средства, предоставленные данными банками в качестве кредита покупателю этой продукции и спирта, а также со счетов органов госказначейства.

Договор мены будет запрещен и в том случае, когда белорусский законодатель вводит запрет на отчуждение какого-либо имущества (мена является одной из форм отчуждения или шире – распоряжения имуществом).

Допустимость меноподобных сделок

В ГК не регламентирован какой-либо иной вид обязательств, с помощью которого можно офор­мить, например, обмен товара на результат работы (или услугу). Однако обязательственные правоотношения, в отличие от вещных прав либо организационно-правовых форм юрлиц, существующих лишь при условии четкого указания на них в законодательстве, возникают как из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательст­вом, так и из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему (подп. 1 п. 1 ст. 7 ГК). Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 391 ГК стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Таким образом, субъекты РБ вправе заключать смешанные договоры, предусматривающие обмен товаров на результат работы или услугу либо обмен услуги (результата работ) на результат работы (услугу). Данный договор будет одновременно подчиняться правилам о договорах купли-продажи подряда, причем сторона, поставляющая товар, одновременно несет права и обязанности продавца (поставщика) и заказчика, а вторая сторона – покупателя и подрядчика. При обмене товаров не будут действовать правила о договорах купли-продажи и возмездного оказания услуг, при обмене результата работ на услугу – о договорах подряда и возмездного оказания услуг.

Все это не означает, что невозможно заключить договор по обмену результатов одних работ или услуг на другие. В этих случаях также (при отсутствии других каких-либо ограничений) наблюдаются сделки, хотя и не предусмотренные законодательством, но не противоречащие ему. Это объясняется тем, что встречное предоставление (удовлетворение) чьих-­либо услуг может осуществляться в фор­ме не только денежной, но и в иной.

Такой вывод не противоречит и отмененному с 30.01.2017 г. постановлению Совмина от 24.03.1999 № 405 «О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций». Правда, в нем под товарообменными операциями понимались операции, осуществляемые в пределах исполнения договоров, в т.ч. внешнеэкономических, предусматривающие обмен продукции, товара, за исключением работ, услуг, на эквивалентное по стоимости количество другого товара по товарообменным (бартерным) договорам, предусматривающим полный или частичный расчет в товарной форме. Но такое определение не мешало белорусским субъектам хозяйствования совершать указанные выше сделки, тем более что в действующих до сих пор Методических рекомендациях по проведению товарообменных операций, утв. приказом Минэкономики, Минфина и Минпрома от 22.10.1999 № 105/300/340, под товарообменной операцией понимается операция, осуществляемая в рамках исполнения договоров, в т.ч. внешнеэкономических, предусматривающих обмен продукции, товара, работ или услуг на эквивалентное по стоимости количество другого товара.

* * *

Таким образом, регламентация договора мены в ГК не мешает и не запрещает возможности операций и оформляющих их сделок, предусматривающих, например, обмен товара на результат работы (или услугу). Ведь договор мены – не единственный гражданско-правовой договор, с помощью которого осуществляется правовое оформление обменных операций.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений