Договор: корректировка цены
Компания, поставляющая нашей организации товар в рамках исполнения договора на его государственную закупку, обратилась с предложением заключить дополнительное соглашение о повышении на 7% цены в связи с удорожанием, как поясняется, сырья и улучшением потребительских характеристик предмета закупки.
Следует ли нам согласиться с этим предложением? Если да, то какие документы должны быть предоставлены поставщиком? Нужно ли при этом проводить маркетинговые исследования, чтобы сравнить предлагаемую цену на товар с ценами аналогов на рынке на данный момент?
А.КРАВЦОВА, Минская область
Прежде всего отметим, что законодательством о госзакупках не установлена обязанность заказчика корректировать по предложению поставщика (подрядчика, исполнителя) цену договора. В соответствии с п. 7 ст. 25 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части цены. Правда, установлены исключения, когда инициатива поставщика о корректировке цены может быть рассмотрена заказчиком без нарушения действующего законодательства. Такое рассмотрение касается случаев изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры госзакупки, а также в связи с изменением законодательства.
При этом согласно разъяснению уполномоченного госоргана по госзакупкам (Минторга) изменение цены договора в случае изменения стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть в начале процедуры госзакупки, должно быть экономически обоснованным. Для принятия заказчиком обоснованного решения о корректировке цены договора в указанных случаях поставщику необходимо подтвердить такое изменение официальными документами, например, расчетом либо калькуляцией цен приобретаемого сырья (материалов, комплектующих), официальным письмом от производителя товара, таможенной декларацией.
Что касается маркетинговых исследований в ходе исполнения договора, то законодательством о госзакупках они не предусмотрены. Это логично, несмотря на волатильность цен на товарном рынке и возможности появления в период действия договора поставщиков более дешевой продукции. Прочные договорные отношения, взаимное соблюдение сторонами обязательств являются важным элементом правовых основ экономики.
В то же время практика свидетельствует о случаях неэффективного партнерства заказчиков и поставщиков в процессе исполнения договора по итогам процедуры госзакупки, их взаимных претензиях, в т.ч. по вопросу цены. Эти случаи планируется учесть в готовящейся новой редакции Закона № 419-З. В частности, в соответствии с законопроектом об изменениях в данный законодательный акт намечается дополнить его положением о возможности расторжения договора по соглашению сторон и по решению суда.
Отдел тендерной информации