Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9775
EUR:
3.4179
RUB:
3.683
BTC:
103,850.00 $
Золото:
378.23
Серебро:
4.57
Платина:
147.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дочерние компании в России: что важно знать о предпроверочном анализе по ТЦО

Фото: freepik.com

Предпроверочный анализ в последние годы является распространенным инструментом налогового контроля в РФ, охватывая и сферу трансфертного ценообразования (ТЦО). Поскольку правовое регулирование Союзного государства развивается и обмен информацией между налоговыми органам Беларуси и России интенсифицируется, группам компаний, ведущим деятельность на территории обеих стран, важно понимать, что может стать поводом для проведения такого анализа в области ТЦО и как к нему подготовиться.

Кто находится в зоне повышенного контроля

С введением в Налоговый кодекс РФ раздела V.1, который привел нормы о ТЦО в соответствие с прогрессивными международными практиками, полномочия по контролю за ценами были переданы центральному аппарату Федеральной налоговой службы (ФНС). В методологии проверок появились единообразие и точность, однако ресурсов центрального аппарата было недостаточно ни для большого числа проверок, ни даже для глубокого предпроверочного анализа. В результате вопросы ТЦО проверяли преимущественно у небольшого числа экспортеров сырьевых товаров, определение рыночной цены которых не составляло большого труда – на такие товары существуют биржевые и индексные цены.

Но затем помогли цифровизация и образование специализированной инспекции по ценам. По мере накопления данных о налогоплательщиках специалистам ФНС, по всей видимости, удалось создать алгоритмы, которые существенно упростили работу проверяющих по отбору компаний для ценового контроля и ведению предпроверочного анализа.

Gerasimenko, Liliya copy.jpg
      Лилия Герасименко

Исходя из уже сложившейся практики ожидать такого анализа по вопросам ТЦО в России стоит компаниям, которые подпадают под следующие критерии:

1) компании, которые длительное время не пересматривали цены в сделках с взаимозависимыми лицами. Очевидно, что с 2020 по 2024 год изменилась цена многих товаров и услуг. Автоматизированный контроль во многих случаях позволяет установить, что, например, несмотря на изменения в экономике, цена в контролируемой сделке длительное время не менялась;

2) компании с отрицательным валовым убытком и/или убытком от продаж, если убытки сохраняются на протяжении нескольких лет. Налоговые органы сомневаются, что владельцы и менеджмент организации готовы торговать в убыток на протяжении длительного периода – причины стабильно отрицательной маржи нужно будет объяснить. Причем размер прибыли до налогообложения не имеет большого значения. Доход от курсовых разниц, проценты и прочие доходы не считаются объяснением для отрицательной валовой маржи;

3) прибыльные компании, у которых выявлено существенное отклонение валовой или операционной рентабельности от среднеотраслевого уровня.

Как проходит предпроверочный анализ

Сперва анализируется информация о налогоплательщике, имеющаяся у налогового органа. Для определения потенциальных кандидатов для предпроверочого анализа российские налоговики прежде всего изучают информацию, содержащуюся в уведомлении о контролируемых сделках, а также данные бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и налоговых регистров. Если ФНС видит у компании признаки применения нерыночных цен, как правило, компания получает требование о представлении документов в отношении конкретных сделок вне рамок проведения налоговой проверки.

Такой порядок действий налоговых органов РФ соотносится с подходами, которые применяются и в Беларуси, когда в ходе последующего этапа камеральной проверки запрашивается информация (в т.ч. и экономическое обоснование) со сроком предоставления до 10 рабочих дней.

Российские налоговики при проведении предпроверочного анализа по ТЦО также могут запрашивать следующие документы:

  • контракты по сделкам, дополнительные документы к контрактам, включая спецификации, акты, расчеты, пояснения в отношении порядка формирования цены и проч.;

  • документы, подтверждающие фактические затраты, понесенные налогоплательщиком;

  • пояснения относительно функций, выполняемых сторонами сделки, а также документы, которые могут подтвердить осуществление отдельных функций;

  • документы по иностранным контрагентам налогоплательщика.

На предоставление указанной информации, как правило, дается 10 дней. Отметим, что с 2024 г. в рамках предпроверочного анализа в России также может запрашиваться документация по ТЦО. А она должна быть представлена в течение 30 дней с даты запроса.

Как подготовиться и снизить риск полноценной проверки

Отметим, что в Беларуси налоговые органы уже давно направляют в рамках камеральных проверок запросы плательщикам о предоставлении различной информации, включая содержащуюся в вышеперечисленных документах, однако, как уже упоминалось, срок предоставления в этом случае, в т.ч. в отношении документации по ТЦО и экономического обоснования, ограничен 10 рабочими днями.

Ввиду потенциально больших объемов запрашиваемой информации, а также необходимости ее получения от контрагента очевидно, что в указанный срок любому налогоплательщику может быть затруднительно собрать все необходимые документы. Поэтому целесообразно позаботиться об их наличии заранее, тем более что такая информация требуется при подготовке документации по ТЦО во всех странах. А с учетом обмена данными между налоговыми органами обеих стран белорусско-российскому бизнесу логично осуществлять подготовку документов системно и централизованно, чтобы избежать каких-либо различий в подходах к обоснованию одних и тех же сделок.

Выявив признаки отклонения цен от рыночного уровня по результатам предпроверочного анализа, ФНС может предложить компании добровольно доплатить сумму налога или скорректировать сумму убытка, переносимого на будущие периоды. Из складывающейся на текущий момент российской практики видно, что при проведении такого анализа налоговые органы проводят самостоятельные расчеты финансовых показателей, в т.ч. сравнительные рыночные исследования для определения размера корректировки. Предоставляя пояснения, налогоплательщик вправе предложить свой вариант расчета. При этом важно понимать, что расчеты налогоплательщика должны соответствовать ранее предоставленной информации, нормам законодательства и закрепленным в компании подходам. Например, при расчете операционной рентабельности необходимо распределять коммерческие и управленческие расходы по удельному весу выручки или по методу, закрепленному в учетной политике, которую ранее представили в налоговую.

Добровольная доплата налога снижает вероятность открытия проверки по ТЦО в России или выездной проверки в Беларуси, а также риск потенциально более высоких доначислений налогов и штрафов как для российских, так и для белорусских компаний.

Рекомендации

В текущих условиях очевидно: понимание того, как работает предпроверочный анализ в России, знание практики применения белорусского налогового законодательства, а также выстраивание эффективной коммуникации с фискальными органами способны снизить налоговые риски в обеих странах.

Чтобы объективно оценить потенциальные шансы попадания в поле зрения налоговых органов в ходе предпроверочного анализа или камеральной проверки, бизнесу важно проводить самодиагностику наличия критериев, которые описаны выше. И если обнаруживаются какие-либо из указанных обстоятельств, особое внимание необходимо уделить подготовке объяснений и обоснованию подходов, применяемых компанией при установлении цен в сделках со взаимозависимыми лицами, анализу подтверждающих документов, а также предварительному сбору информации, которая может быть запрошена налоговыми органами.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by