Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
22.09.2020 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дмитрий Крук: —Ни одна из стран мира не грезит экономическими санкциями в отношении Беларуси. Чего стоит «План Маршалла» для белорусской экономики

Дмитрий Крук

Польша предложила Евросоюзу разработать «План Маршалла» для Беларуси, который будет предусматривать создание стабилизационного фонда в размере €1 млрд. 15 сентября с таким заявлением выступил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Конкретные шаги, которые предусмотрят в документе, политик обещал представить на ближайшей встрече европейских лидеров от имени Вышеградской группы (в нее входят Польша, Чехия, Венгрия и Словакия – Ред.). Уже известно, что начало реализации плана будет положено после проведения повторных выборов. В каких еще случаях сработает такое «обязательное условие» «ЭГ» рассказал старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра Дмитрий Крук.

21 сентября многообещающая по прогнозам встреча министров иностранных дел Европейского союза окончилась наложением права вето Кипром на список санкций в отношении Беларуси. Глава евродипломатии Жозеп Боррель высказал надежду, что к следующей встрече глав внешнеполитических ведомств Евросоюза, которая намечена на 1-2 октября, ситуация изменится. Пока же руководители МИД стран ЕС не признают Александра Лукашенко легитимным президентом и выступают за проведение в Беларуси повторных выборов с участием наблюдателей от ОБСЕ.

Параллели с «Планом Маршалла» возникли потому, что его главной особенностью было то, что выделение денежных средств США для помощи в восстановлении послевоенной экономики европейских стран производилось не в виде кредитов, а в качестве безвозвратных субсидий.

«€1 млрд – это предварительно заявленный объем стабилизационного пакета. Стоит понимать, что в масштабе Беларуси – это небольшая сумма. Цель такого пакета – лишь нейтрализация кризисных тенденций», – уверен Дмитрий Крук.

Он считает, что отождествлять «План Маршалла» для Беларуси с дорожной картой для интеграции с Западом некорректно.

«Предложение пока находится только на этапе формирования, и до официального представления этого механизма все характеристики носят лишь предварительный характер. Но даже на нынешнем этапе, исходя из заявлений официальных лиц, можно характеризовать этот пакет исключительно как стабилизационный: он нацелен на то, чтобы нейтрализовать большое количество негативных тенденций в белорусской экономике, которые уже активно прогрессируют. Например, уже сегодня мы можем видеть многочисленные проблемы в финансовой сфере. С высокой степенью вероятности в ближайшее время мы также увидим углубление спада выпуска, ухудшение динамики доходов и занятости», – отметил эксперт.

Экономические процессы отличаются инерционностью. Даже если удастся решить внутриполитический кризис, это не исключает скорого разрешения негативных экономических тенденций.

«Вследствие многочисленных системных уязвимостей белорусской экономики, можно ожидать, что эти тенденции даже продолжат разрастаться. И данный пакет («План Маршалла» – Ред.) может стать одним из инструментов для того, чтобы такого сценария избежать», – отметил Дмитрий Крук.

Эксперт подчеркивает, что при таком формате документ будет сфокусирован исключительно на краткосрочных проблемах экономики и не затронет структурные или институциональные ее черты.

«Поэтому связывать этот пакет с фундаментальными характеристиками экономической системы, а тем более с неким геополитическим выбором – нет никаких оснований».

Говорить о конкретных положениях Плана пока рано. Но он вероятнее всего будет включать механизмы нейтрализации угрозы разрастания финансового стресса. Финансовая поддержка ждет финансовую сферу (золотовалютные резервы, банковский сектор), так как в ней негативные тенденции наиболее ощутимы.

«Вероятен и механизм поддержки для бюджета, поскольку сегодня возросла вероятность фискальной нестабильности и/или вынужденного урезания бюджета. А это (урезание бюджета – Ред.) уже прямая угроза благосостоянию людей, поскольку под секвестр могут попасть и социальные расходы», – отметил аналитик.

Помимо стабилизационного пакета, Дмитрий Крук предполагает, что Беларусь может претендовать на большие объемы ресурсов от международных финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк и др.).

«В нашем случае будет важным использование таких ресурсов для возрождения и последующего упрочения роста национальной экономики. Однако выделение ресурсов со стороны международных финансовых институтов на такие цели сопровождается перечнем условий, затрагивающих институциональные и концептуальные основы экономической модели. Но вопрос о том, как должны выглядеть эти концептуальные основы, может решить исключительно белорусский народ путем честных и прозрачных выборов».

Аналитик центра не исключает, что за глубоким политическим кризисом может последовать и углубление экономических и социальных проблем. Поэтому сейчас необходимо визуализировать запрос общества, чтобы понять, какие внешние механизмы привлечения финансовой поддержки лучше сочетаются с выбором и приоритетами граждан.

«Уверен, что ни одна из стран мира не грезит экономическими санкциями в отношении Беларуси и не может получить от них экономической выгоды. Экономический интерес состоит в том, чтобы наши партнеры развивались – через торговые, финансовые и другие взаимосвязи. Это будет благоприятно влиять и на экономику страны-партнера. Поэтому разговор о санкциях – это вынужденный разговор, порой в ущерб собственным экономическим интересам».

Разговоры о санкциях подстегивает негативная социальная повестка (проблемы нарушения прав человека). Для тех, кто уделяет геополитической повестке большое внимание, Дмитрий Крук предложил вспомнить ситуацию в Армении.

«Подписанные этой страной международные договоры и обязательства весьма схожи с белорусскими. Но, поскольку в стране не нарушаются права человека, ни о каких санкциях со стороны стран Запада речь не заходит. Поэтому не стоит зацикливаться на каком-то мнимом геополитическом выборе. Истоки развития страны находятся внутри нее, а не за ее пределами».

В ближайшее время Координационный совет (далее – КС) должен представить на рассмотрение программу по преодолению внутриполитического кризиса в Беларуси. Об этом на внеочередном онлайн-заседании Европарламента заявил член президиума КС Павел Латушко. Реформу государственного и местного самоуправления хотят провести одновременно. Не обойдется и без предложений по реформированию национальной экономики. Ранее Александр Лукашенко заявлял о перераспределении президентских полномочий между разными уровнями власти в Беларуси. Анонсировалась и возможность проведения досрочных президентских выборов после конституционной реформы.

Пока же конкретное содержание «Плана Маршалла» для Беларуси официально не опубликовано, некоторые аналитики рассматривают его как контраргумент, который Запад привел после новости о российском кредитном транше в $1,5 млрд. По крайней мере, Павел Латушко уверен, что реальная финансовая помощь для стабилизации экономической ситуации в Беларуси должна составлять не менее $3-4 млрд.

 

Справочно: «План Маршалла» – это программа послевоенного восстановления Западной Европы, которая финансировалась США. Помимо восстановления европейской экономики от последствий военных действий, Правительство США преследовало и прагматичные цели укрепления своих позиций на международной арене в политическом и стратегическом смысле. Если коснуться только экономики, то план предусматривал восстановление промышленности и сельского хозяйства и ликвидацию торговых барьеров между Европой и США, восстановление товарооборота, то есть создание платежеспособных и стабильных рынков сбыта, переход европейской экономики с военных рельсов на производство товаров широкого потребления. Координацией проектов экономической реконструкции Европы занималась специально созданная в 1948 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). США ежегодно тратило на эти цели около 15% бюджета страны. Всего в рамках плана Маршалла Европа получила финансирование в размере $13 млрд (на текущий момент это эквивалентно примерно  $150 млрд).

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by