Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Для тех, кто «равнее»: — директивные кредиты сокращают, но пока не отменяют

Фото: Richard Drury/Getty Images

Правительство рассчитывает в 2021 г. почти в шесть раз сократить объем директивного кредитования госпрограмм и мероприятий. Приоритет – у организаций АПК, которые всегда были основными его реципиентами. Опыт прошлых лет показывает, что отказ от этого инструмента поддержки экономики идет медленнее, чем предполагалось.

В широком смысле под директивными понимаются кредиты, которые предоставляются на преференциальных условиях предприятиям, отраслям и населению. Сам термин стал официально употребляться в Беларуси несколько лет назад, ранее привычно речь шла о льготном кредитовании, но понятие адаптировали к мировой практике.

Именно высокие объемы директивного кредитования неоднократно становились камнем преткновения в переговорах с международными финансовыми институтами, которые, как правило, считают его неэффективной нерыночной формой распределения финансовых ресурсов и давно рекомендуют белорусским властям отказаться от этой практики.

Так, по оценкам Международного валютного фонда, в 2011–2014 гг. объем выдачи директивных кредитов составлял в Беларуси ежегодно от 4 до 9% ВВП. В 2015 г. в Нацбанке отмечали, что более 40% кредитного портфеля коммерческих банков на тот момент было сформировано из директивных кредитов.

Более актуальные оценки не приводились. Но само стремление властей наконец хотя бы частично отказаться от подобной практики говорит о желании оздоровить активы. Потому как именно директивно выделенные ресурсы сформировали значительную часть долговых обременений госсектора, который далеко не всегда в состоянии теперь по ним расплачиваться, – обратная сторона «распределительной» системы.

 

Предпосылки объективны

В текущем году согласно постановлению Совмина от 09.02.2021 № 78 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2021 году», лимит директивного кредитования должен составить 425 млн руб.

В частности, около 160 млн руб. планируется предоставить субъектам хозяйствования в рамках реализации госпрограмм по развитию аграрного бизнеса (159 млн) и строительства жилья (1 млн). Еще 234 млн руб. должны быть израсходованы в рамках специальных решений: Главы государства (172 млн) и правительства (62 млн). Более 31 млн руб. – на специальные решения для физических лиц.

Директивное кредитование традиционно предоставляется через «Беларусбанк», «Белагропромбанк» и «Банк развития Республики Беларусь». Механизмы компенсации коммерческим банкам потерь от выдачи таких кредитов остаются прежними: прямая бюджетная компенсация пониженной ставки, возмещение юрлицам из бюджета процентов за пользование кредитом, предоставление гарантий правительства и др.

Запланированная на текущий год сумма директивного кредитования – это исторический минимум. Но реальность его достижения пока вызывает вопросы. Вероятность повышают объективные факторы: стагнирующее состояние экономики, рекордный запланированный дефицит республиканского бюджета (более 4 млрд руб.) и стойкость Нацбанка в отношении намеков со стороны госсектора на смягчение денежно-кредитной политики.

Однако не стоит забывать, что именно в рамках специальных решений по факту формируется основная часть такого долга. На 2020 год изначально было запланировано ограничение суммы директивного кредитования 740 млн руб. Но в соответствии с постановлением правительства от 31.12.2020 № 802 она была окончательно скорректирована и повышена более чем в три раза – до 2,4 млрд руб. Фактически в последний день года реально сложившиеся цифры формально определили прогнозными.

И основной рост достигнут именно за счет специальных решений. В частности, кредитование в рамках решений Президента было увеличено почти в шесть раз – до 1,8 млрд руб.

 

Не заплатят – отдадим акциями

Риторика властей последнего времени также свидетельствует о намерении продолжать оказывать гос­поддержку предприятиям частного сектора. В качестве положительного примера премьер-министр Роман Головченко назвал холдинг «Бобруйскагромаш», у которого после выделения средств государством «выручка по сравнению с 2018 г. практически утроилась: с 3,5 до 10 млрд руб.».

Но если взглянуть на решения Сов­мина, принятые буквально на минувшей неделе, можно сделать вывод о значительных накопленных долговых рисках в госсекторе, и они во многом связаны со льготными заимствованиями.

Так, в соответствии с постановлением от 15.02.2021 № 84 запланирована бюджетная компенсация по ранее предоставленному Оршанскому льнокомбинату кредита на модернизацию (предоставляется ежегодно).

В случаях, когда возвратность средств и на льготных условиях не удается обеспечить, начинаются шаги по реструктуризации задолженности: согласно постановлению от 17.02.2021 № 94 такие действия приняты в отношении долгов ОАО «Полесье» и «Светлогорский ЦКК» на общую сумму свыше 13,6 млн руб. При этом сам механизм реструктуризации вряд ли обрадует банки, поскольку «живых» денег она не предполагает и проводится за счет допэмиссии акций и передачи их в собственность кредитора.

Оба указанных документа касаются кредитов, выданных в 2013–2019 гг.

В правительстве рассчитывали полностью отказаться от директивного кредитования с 2021 г. Это было предусмотрено проектом «дорожной карты структурных реформ» при поддержке Всемирного банка. Пока же практика сохраняется.

Теоретически – только на ближайшие два года, т.к. в программе деятельности правительства (утверждена постановлением от 24.12.2020 № 758) говорится, что директивное кредитование будет осуществляться только в объемах, необходимых для завершения уже начатых проектов, а с 2023 г. инвестпроекты будут кредитоваться на рыночных условиях с распределением на конкурсной основе бюджетных трансфертов на возмещение части затрат.

Из обзора международного рейтингового агентства Moody’s:

«Резкий рост директивного кредитования (в Беларуси в 2020 г. – Прим. авт.) отрицательно сказывается на кредитоспособности банков с госкапиталом, поскольку делает их бизнес-стратегии все более зависимыми от правительственной политики, а качество активов банков и их ликвидность – от платежеспособности государства, которая, учитывая небольшой уровень золотовалютных резервов, весьма ограничена.

Поскольку директивные кредиты в Беларуси предоставляются в основном крупным госпредприятиям, риски для качества активов банков смягчаются за счет широкой поддержки заемщиков со стороны государства. Однако способность правительства поддерживать неэффективные предприятия ограничена, что порождает риски ухудшения качества активов банков, несмотря на госгарантии».

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by