Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Мнения
13.10.2020 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №77 (2376) от 13.10.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Для решения экономических проблем необходимо взаимное доверие

Виктор Маргелов. Фото: rce.by

Общественно-политическая ситуация накладывает отпечаток на поведение людей и развитие экономики. И наоборот, специфика экономической модели влияет на восприятие тех или иных событий населением. Какую позицию сегодня занимают ведущие бизнес-ассоциации и что предлагают для выхода из кризисного периода? Об этом в интервью «ЭГ» рассказал сопредседатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор МАРГЕЛОВ.

Виктор Егорович, как бы вы охарактеризовали экономическую и общественно-политическую ситуацию в Беларуси?

– Очень тяжелая. Признаки ее ухудшения, связанные с пандемией коронавируса, наблюдались с весны. Но президентские выборы 9 августа и последовавшие за ними события очень сильно подстегнули дальнейшее негативное развитие ситуации – в том плане, что потеряно осознание, что мы – люди и в основе нашего поведения лежат некие ценности, отступив от которых мы получаем еще большее наказание, в т.ч. и в экономике.

Наша экономика уже попала в такую ситуацию, когда самым действенным решением экономических проблем станет урегулирование политических вопросов. В основе всего должно быть восстановление взаимного согласия, справедливости и доверия. Пока этого нет, не будет перехода из эмоциональной сферы в рациональную. 

Положение малого и среднего предпринимательства ухудшается, но здесь ситуация неоднородна. Кому-то даже повезло из-за закрытия конкурентов, растет спрос на услуги, связанные с ликвидацией организаций и взысканием долгов.

Но в целом уже ощущается падение потребительского спроса, особенно в регионах.

Почему-то не слишком активно обозначается проблема ликвидности финансов: каким-то чудесным образом банки перестают кредитовать экономику, а Нацбанк не признает проблему. Из-за этого останавливаются проекты, уже появляются цепочки неплатежей. Речь прежде всего о строительном бизнесе, сфере недвижимости, которые сильно завязаны на заемное финансирование. Юридическим лицам сегодня практически невозможно получить кредит даже при соблюдении всех серьезных требований по его обеспечению.

В целом, можно сказать, что у малого и среднего бизнеса на сегодня ресурсов не то что для развития, для поддержания практически нет.

Вы говорите о падении потребительского спроса. Но розничный товарооборот – один из немногих показателей, который в экономической статистике пока демонстрирует рост, в отличие, кстати, от всех партнеров Беларуси по ЕАЭС.

– Нужно иметь в виду, что наша экономика не закрывалась на карантин. И это помогло ей выстоять. Плюс ко всему перед выборами незначительно, но повысили пенсии, как могли прибавили зарплаты бюджетникам.

Сейчас ситуация уже другая, показатели III и IV кварталов будет намного печальнее.

Скажите, за последние месяцы бизнес-ассоциации доносили каким-то образом свою позицию до представителей властей? Что слышали в ответ?

– Не скрою, лидеры делового сообщества вели и ведут консультации на высоком уровне. Скажем так: с премьер-министром лично не общались, со всеми остальными, кто ниже в иерархии, общались в той или иной форме, не говоря уже о профильных министерствах.

Если очень обобщить содержание разговоров, то ответ звучит примерно одинаковый на всех уровнях: да, мы все понимаем, в чем-то вас и поддерживаем, но мы занимаемся экономической плоскостью, а поскольку вопросы лежат в политической сфере, то мы не вправе даже задавать их своему руководству.

На сегодня довольно много инициатив по развитию экономики озвучивается со стороны госорганов: подготовлены изменения в Налоговый кодекс, предложения по повышению инвестиционной привлекательности страны. Готовится новая госпрограмма развития малого и среднего предпринимательства.

Но опять военачальники планируют прошедшие битвы. Эксперты Союза как члены рабочей группы по подготовке проекта программы ее подробно изу­чили. Там прописаны правильные вещи. Если бы они принимались 5–10 лет назад, мы вообще были бы в восторге. Но сегодня снятие этих вопросов не сможет решить основные проблемы бизнеса, максимум – немного сгладить существующие противоречия.

А что, на ваш взгляд, нужно делать в первую очередь?

– Один из основных вопросов, который надо решить, – где наш рынок? С Западом мы стену выстроили, в России наблюдается существенное падение экономики, а развиваться исключительно за счет внутреннего спроса мы пока не научились.

Второй вопрос – где бизнесу взять ресурсы на развитие? У государственных предприятий достаточно много неиспользуемой или используемой не по назначению производственной недвижимости, но доступ к ней по-прежнему затруднен.

Третий – чем компенсировать очевидное снижение налоговых поступлений в этом году?

Четвертый – какова модель взаи­модействия бизнеса и власти? На сегодня она в целом превратилась в имитацию диалога. Нас используют как статистов при принятии нормативных правовых актов. Под эгидой антиковидных мер общественно-консультативные советы при министерствах свои заседания с весны не проводят, все перешло в форму опроса. И уже были случаи, когда члены ОКС не поддерживали проект документа в предложенной редакции, но она все равно принимался.

Более-менее активную позицию в вопросах взаимодействия с предпринимателями занимает Минэкономики, но этого мало.

В конце августа там с нашим участием прошла форсайт-сессия. Ее участники сформулировали вызовы и угрозы, с которыми наша экономика может столкнуться в ближайшие годы. Это еще большее снижение потребительского спроса, внешняя миграция и снижение рождаемости, как следствие возможного высвобождения излишнего рабочего персонала – повышение криминогенной обстановки. Как их отрабатывать и прогнозировать – об этом речи пока не идет.

Кстати, по неофициальной информации, сейчас обсуждается возможность расформирования департамента по предпринимательству Минэкономики с понижением его статуса до главного управления. Как вы к этому относитесь?

– К сожалению, еще одна печальная новость. Пока проект решения, насколько нам известно, еще ходит по кабинетам, и официальное решение еще не принято.

Его нецелесообразность можно проследить на примере Минского горисполкома, где управление предпринимательства превратилось в отдел из четырех человек – фактически к «пожарной команде».

Департамент по предпринимательству формулировал и продвигал идеи поддержки и развития малого и среднего бизнеса, можно спорить, насколько удачно, но они наши сторонники среди госорганов. Есть риск, что управление будет лишь равным среди равных, его компетенция сильно сузится, что не позволит отстаивать и решать межотраслевые вопросы.

На недавнем совместном заседании руководства БСПН им. Кунявского и Республиканского союза промышленников и предпринимателей была озвучена идея о создании нового бизнес-объединения на базе работающих деловых союзов. Вы ее поддерживаете?

– Минский столичный союз много лет является инициатором такой идеи. Мы очень долго подводили к этому ведущие бизнес-ассоциации, но было сопротивление в той или иной степени. Сейчас ситуация уже жестоко подталкивает к необходимости этого.

Скажем честно: та структура, которая до того была объединяющим началом (Конфедерация промышленников и предпринимателей), не справилась со своей ролью и не стала переговорной площадкой в последние месяцы. Да и опыт показывает, что специфика взаимодействия частных и государственных предприятий с органами госуправления разная.

Мы в очень хороших отношениях с ведущими бизнес-ассоциациями, поддерживаем это решение и обсуждаем дальнейшие пути его реализации.

До тех пор, пока мы не будем способны сгенерировать какую-то программу совместных действий с властями и не начнем ее реализовывать, даже намека на выход из кризиса не будет.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by