Для решения экономических проблем необходимо взаимное доверие
Общественно-политическая ситуация накладывает отпечаток на поведение людей и развитие экономики. И наоборот, специфика экономической модели влияет на восприятие тех или иных событий населением. Какую позицию сегодня занимают ведущие бизнес-ассоциации и что предлагают для выхода из кризисного периода? Об этом в интервью «ЭГ» рассказал сопредседатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор МАРГЕЛОВ.
– Виктор Егорович, как бы вы охарактеризовали экономическую и общественно-политическую ситуацию в Беларуси?
– Очень тяжелая. Признаки ее ухудшения, связанные с пандемией коронавируса, наблюдались с весны. Но президентские выборы 9 августа и последовавшие за ними события очень сильно подстегнули дальнейшее негативное развитие ситуации – в том плане, что потеряно осознание, что мы – люди и в основе нашего поведения лежат некие ценности, отступив от которых мы получаем еще большее наказание, в т.ч. и в экономике.
Наша экономика уже попала в такую ситуацию, когда самым действенным решением экономических проблем станет урегулирование политических вопросов. В основе всего должно быть восстановление взаимного согласия, справедливости и доверия. Пока этого нет, не будет перехода из эмоциональной сферы в рациональную.
Положение малого и среднего предпринимательства ухудшается, но здесь ситуация неоднородна. Кому-то даже повезло из-за закрытия конкурентов, растет спрос на услуги, связанные с ликвидацией организаций и взысканием долгов.
Но в целом уже ощущается падение потребительского спроса, особенно в регионах.
Почему-то не слишком активно обозначается проблема ликвидности финансов: каким-то чудесным образом банки перестают кредитовать экономику, а Нацбанк не признает проблему. Из-за этого останавливаются проекты, уже появляются цепочки неплатежей. Речь прежде всего о строительном бизнесе, сфере недвижимости, которые сильно завязаны на заемное финансирование. Юридическим лицам сегодня практически невозможно получить кредит даже при соблюдении всех серьезных требований по его обеспечению.
В целом, можно сказать, что у малого и среднего бизнеса на сегодня ресурсов не то что для развития, для поддержания практически нет.
– Вы говорите о падении потребительского спроса. Но розничный товарооборот – один из немногих показателей, который в экономической статистике пока демонстрирует рост, в отличие, кстати, от всех партнеров Беларуси по ЕАЭС.
– Нужно иметь в виду, что наша экономика не закрывалась на карантин. И это помогло ей выстоять. Плюс ко всему перед выборами незначительно, но повысили пенсии, как могли прибавили зарплаты бюджетникам.
Сейчас ситуация уже другая, показатели III и IV кварталов будет намного печальнее.
– Скажите, за последние месяцы бизнес-ассоциации доносили каким-то образом свою позицию до представителей властей? Что слышали в ответ?
– Не скрою, лидеры делового сообщества вели и ведут консультации на высоком уровне. Скажем так: с премьер-министром лично не общались, со всеми остальными, кто ниже в иерархии, общались в той или иной форме, не говоря уже о профильных министерствах.
Если очень обобщить содержание разговоров, то ответ звучит примерно одинаковый на всех уровнях: да, мы все понимаем, в чем-то вас и поддерживаем, но мы занимаемся экономической плоскостью, а поскольку вопросы лежат в политической сфере, то мы не вправе даже задавать их своему руководству.
На сегодня довольно много инициатив по развитию экономики озвучивается со стороны госорганов: подготовлены изменения в Налоговый кодекс, предложения по повышению инвестиционной привлекательности страны. Готовится новая госпрограмма развития малого и среднего предпринимательства.
Но опять военачальники планируют прошедшие битвы. Эксперты Союза как члены рабочей группы по подготовке проекта программы ее подробно изучили. Там прописаны правильные вещи. Если бы они принимались 5–10 лет назад, мы вообще были бы в восторге. Но сегодня снятие этих вопросов не сможет решить основные проблемы бизнеса, максимум – немного сгладить существующие противоречия.
– А что, на ваш взгляд, нужно делать в первую очередь?
– Один из основных вопросов, который надо решить, – где наш рынок? С Западом мы стену выстроили, в России наблюдается существенное падение экономики, а развиваться исключительно за счет внутреннего спроса мы пока не научились.
Второй вопрос – где бизнесу взять ресурсы на развитие? У государственных предприятий достаточно много неиспользуемой или используемой не по назначению производственной недвижимости, но доступ к ней по-прежнему затруднен.
Третий – чем компенсировать очевидное снижение налоговых поступлений в этом году?
Четвертый – какова модель взаимодействия бизнеса и власти? На сегодня она в целом превратилась в имитацию диалога. Нас используют как статистов при принятии нормативных правовых актов. Под эгидой антиковидных мер общественно-консультативные советы при министерствах свои заседания с весны не проводят, все перешло в форму опроса. И уже были случаи, когда члены ОКС не поддерживали проект документа в предложенной редакции, но она все равно принимался.
Более-менее активную позицию в вопросах взаимодействия с предпринимателями занимает Минэкономики, но этого мало.
В конце августа там с нашим участием прошла форсайт-сессия. Ее участники сформулировали вызовы и угрозы, с которыми наша экономика может столкнуться в ближайшие годы. Это еще большее снижение потребительского спроса, внешняя миграция и снижение рождаемости, как следствие возможного высвобождения излишнего рабочего персонала – повышение криминогенной обстановки. Как их отрабатывать и прогнозировать – об этом речи пока не идет.
– Кстати, по неофициальной информации, сейчас обсуждается возможность расформирования департамента по предпринимательству Минэкономики с понижением его статуса до главного управления. Как вы к этому относитесь?
– К сожалению, еще одна печальная новость. Пока проект решения, насколько нам известно, еще ходит по кабинетам, и официальное решение еще не принято.
Его нецелесообразность можно проследить на примере Минского горисполкома, где управление предпринимательства превратилось в отдел из четырех человек – фактически к «пожарной команде».
Департамент по предпринимательству формулировал и продвигал идеи поддержки и развития малого и среднего бизнеса, можно спорить, насколько удачно, но они наши сторонники среди госорганов. Есть риск, что управление будет лишь равным среди равных, его компетенция сильно сузится, что не позволит отстаивать и решать межотраслевые вопросы.
– На недавнем совместном заседании руководства БСПН им. Кунявского и Республиканского союза промышленников и предпринимателей была озвучена идея о создании нового бизнес-объединения на базе работающих деловых союзов. Вы ее поддерживаете?
– Минский столичный союз много лет является инициатором такой идеи. Мы очень долго подводили к этому ведущие бизнес-ассоциации, но было сопротивление в той или иной степени. Сейчас ситуация уже жестоко подталкивает к необходимости этого.
Скажем честно: та структура, которая до того была объединяющим началом (Конфедерация промышленников и предпринимателей), не справилась со своей ролью и не стала переговорной площадкой в последние месяцы. Да и опыт показывает, что специфика взаимодействия частных и государственных предприятий с органами госуправления разная.
Мы в очень хороших отношениях с ведущими бизнес-ассоциациями, поддерживаем это решение и обсуждаем дальнейшие пути его реализации.
До тех пор, пока мы не будем способны сгенерировать какую-то программу совместных действий с властями и не начнем ее реализовывать, даже намека на выход из кризиса не будет.