$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Для «черных» копателей готовят штрафы

01.06.2016

За незаконный поиск и оборот археологических артефактов будут наказывать штрафами. Постоянная комиссия Палаты представителей по образованию, культуре и науке готовит к рассмотрению во втором чтении поправки в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам охраны археологических артефактов.

Законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в КоАП и ПИКоАП, недавно принят на сессии Палаты представителей в первом чтении. Выступая перед депутатами, министр культуры Борис Светлов сообщил, что этот документ подготовлен специалистами министерства и Института истории Национальной академии наук Республики Беларусь в соответствии с п. 4 Указа Президента от 14.12.2015 г. № 485.

Бесконтрольная поисковая деятельность юридических и физических лиц ведет, как считают разработчики законопроекта, к разрушению культурного слоя археологических объектов, безвозвратной утрате ценных исторических сведений, которые могут быть получены только в ходе научных исследований, проводимых квалифицированными специалистами, обладающими необходимыми знаниями, опытом полевых работ и камеральной обработки артефактов. «Черные археологи» значительно активизировались на территории Беларуси после введения в Российской Федерации в 2013 г. уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства при осуществлении добычи археологических предметов, в том числе с использованием металлоискателей и других технических средств поиска, за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия.

Напомним, что Указ № 485 вступил в силу с 18.03.2016 г. Утвержденный им комплекс мер направлен на создание дополнительных условий для сохранения культурного наследия Беларуси, а также на предотвращение деятельности «черных копателей». Предусмотрена передача археологических артефактов, выявленных при проведении археологических исследований либо случайно, государству. Установлен порядок осуществления поиска археологических объектов и артефактов и  информирования о их выявлении местных органов, прописан порядок передачи обнаруженных артефактов в собственность государства. Использование металлоискателей, георадаров и других технических средств и инструментов для поиска допускается только при проведении в установленном порядке археологических исследований на основании разрешения, выдаваемого НАН Беларуси.

Введен запрет на приобретение, продажу, дарение, мену, залог археологических артефактов. Исключение предусмотрено для государственных научных организаций и государственных музеев, а также для физических и юридических лиц, которые до 1 января 2017 г. зарегистрируют имеющиеся в их собственности археологические артефакты в специальном реестре.

Отметим, что Указ № 485 взбудоражил любителей приборного поиска (т.е. работающих с металлоискателями и георадарами) и владельцев частных коллекций, многие из которых всю жизнь на законных основаниях покупали или обменивали, например, старинные монеты. Первые считают, что их лишают права заниматься любимым делом, так как запрет на раскопки распространяется не только на 2 333 памятника археологии (этот статус присваивает Министерство культуры) и археологические объекты, которых в Беларуси на сегодня более 10 тыс., но и на другие места. Вторых беспокоит, каким образом будет организована регистрация частных коллекций, они хотели бы получить гарантии безопасности артефактов и защиты информации об их владельцах.

Специалисты также обратили внимание, что на практике пробелы в правой базе, регулирующей данную сферу, могут привести к неоднозначной трактовке некоторых терминов этого документа. Например, какие именно предметы могут быть отнесены к имеющим историческое, художественное, научное или иное культурное значение?

Как объяснил депутатам министр культуры, при подготовке законопроекта учтен опыт охраны археологического наследия России, Украины, Польши, Литвы, Франции и Финляндии, где применение металлоискателей и иных технических средств при поиске археологических объектов и артефактов лицами, не имеющими специального разрешения на проведение таких исследований, запрещено.

В настоящее время ст.19.4 КоАП предусматривает штрафные санкции за уничтожение и повреждение по неосторожности материальных объектов, обладающих духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности. Законопроектом предлагается установить административную ответственность за незаконный поиск и оборот археологических артефактов, рассмотрение таких дел судебными органами и делегировать МВД составление протоколов.

Планируется включить в КоАП две новые статьи – 19.8 и 19.9. Согласно ст. 19.8 поиск археологических артефактов, осуществляемый без разрешения на право проведения археологических исследований, повлечет наложение штрафа в размере от 15 до 50 базовых величин (в настоящее время 1 БВ равна 210 тыс. Br) с конфискацией предмета, а также орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств. Термин «поиск» в данном случае имеет значение, определенное законодательством о культуре.

Статьей 19.9 предлагается ввести административную ответственность за незаконный оборот археологических артефактов. В соответствии с ней приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических артефактов в случаях, запрещенных законодательными актами, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности будут грозить наложением штрафа в размере от 10 до 30 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения.

Депутат Наталья Кучинская, выступавшая на сессии с содокладом, объяснила, что самые острые споры в ходе подготовки законопроекта разгорелись по поводу наделения должностных лиц местных исполнительных комитетов и Национальной академии наук  полномочиями по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях.

Отметим, разработчики законопроекта ссылались на то, что специалисты НАН Беларуси могут правильно оценить характер и степень воздействия на археологический объект, на месте определить ценность археологических артефактов, что является существенным при составлении протокола. Их оппоненты указывали, что таких специалистов в Беларуси немного, и охватить всю республику они не в состоянии. В итоге решено было составление протоколов поручить сотрудникам органов МВД.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА