Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дискаунтеры – область наращивания выручки и жесткой конкуренции

фото:blizko.by

В феврале 2020 г. в ответ на активную экспансию российских дискаунтеров «Светофор» и «Доброцен» на белорусском рынке отечественный ритейл-гигант «Евроторг» открыл свой первый «жесткий дискаунтер» – «Грошык». За российскими сетями было лидерство в формате, за «Евроторгом» – мощная инфраструктура и опыт работы на внутреннем рынке. Прошло 1,5 года, а значит, можно подвести промежуточные итоги этой борьбы и попытаться ответить на вопрос, кому сегодня принадлежит белорусский рынок.

 

Последние два года в белорусской торговле стали «дискаунтерным бумом». К августу 2021 г. насчитывалось 1774 магазина-дискаунтера. Еще в марте прошлого года их было вдвое меньше. В среднем в последние полтора года каждый месяц открывалось около 50 новых дискаунтеров – впечатляющие темпы!

В странах со средним и низким уровнем доходов населения магазины такого типа особенно популярны, что подтверждают цифры: доля выручки дискаунтеров «Хит» и «Грошык» в общем объеме розничной выручки компании «Евроторг» в 2019 г. составила 9,2%, в 2020 г. – 19,2%, а в I квартале 2021 г. дискаунтеры обеспечили почти четверть всей розничной выручки компании – 23,6%.

Магазины низких цен завоевывают позиции не только в розничной выручке самого крупного ритейлера нашей страны, но и на всем оте­чественном рынке. Интересно, что развиваются и белорусские, и российские игроки одинаково динамично. Например, в период с апреля по август количество наших «Грошыков» увеличилось с 30 до 50, а «их» «Светофоров» со 116 до 136.

Сейчас количественно доля белорусских дискаунтеров разгромно превосходит долю российских. Оте­чественным ритейлерам принадлежит почти 90% всех магазинов низких цен. Среди наиболее активных игроков выделим «Остров чистоты» (634 магазина), «Копеечку» (579 ма­газинов), «Хит» (316 магазинов). Российских сетей дискаунтеров всего три: «Светофор» (136 магазинов), Fixprice (33 магазина), «Доброцен» (16 торговых объектов).

Однако это не означает победу белорусских дискаунтеров над российскими. У восточных соседей есть ресурсы и потенциал для роста на нашем рынке. Например, тот же сильный российский Fixprice, стоимость которого оценивается аналитиками в диапазоне от 3,5 до 6 млрд USD, до сих пор не представлен в регионах, где у него есть все шансы сыскать популярность. Для сравнения: стоимость самого крупного розничного ритейлера Беларуси «Евроторга» оценивается аналитиками в 600 млн – 1 млрд USD. Поэтому в ближайшем будущем ожидаем ужесточения конкуренции.

Противостояние между ритейлерами потребовало вмешательства регулятора. Началось все с обращения в марте прошлого года Ассоциации розничных сетей (в нее входят такие крупные ритейлеры, как «Соседи», «Алми», «Евроторг», «Доброном», «Виталюр» и «Белмаркет») в МАРТ с просьбой проверить деятельность юрлиц, которые являются операторами на территории Беларуси российской сети дискаунтеров «Светофор».

Россиян обвинили в несоблюдении ассортиментных перечней товаров, а также – в использовании непрозрачных схем приобретения продукции и демпинге. Белорусские ритейлеры представили в МАРТ ассортиментный перечень товаров, в котором, по их предположению, у «Светофора» имеются нарушения в ценообразовании. Однако МАРТ не выявил обозначенных проблем. «Уровень применяемых в сети торговых надбавок на анализируемые товарные позиции составлял 14% и 18%. Торговой сетью «Светофор» не реализовывались товары по стоимости ниже цены приобретения», – подчеркнули в министерстве. Стоит отметить, что у представителей МАРТ уже тогда было свое понимание ситуации. «Сегодня жесткие дискаунтеры – это механизм, который давит на монополистов, тех, кто занимает доминирующее положение и заставляет их не задирать цены, это мы прекрасно понимаем. Другой вопрос заключается в том, что мы все должны работать в рамках законодательства», – говорил весной 2020 г. министр Владимир Колтович.

Справедливости ради отметим, что ранее «Светофор» сам обращался в МАРТ с предложением отрегулировать законодательство, учитывая специфику деятельности дискаунтеров. Речь шла об упрощении все тех же ассортиментных перечней. Дискаунтерам было тяжело уместить на торговой площади большое количество разновидностей марок одного вида продукции по причине палетной системы выкладки. Это было камнем преткновения, законодательством тогда еще не учитывалась специфика работы дискаунтеров. В итоге «Светофор» добился изменения ассортиментных перечней и тем самым упростил деятельность как себе, так другим игрокам рынка.

Например, до изменения ассортиментных перечней товаров любой магазин с торговой площадью свыше 1000 кв. м был обязан предоставлять на своих полках 80 видов пива и 150 видов соковой продукции. При палетной выкладке товаров на 1000 кв. м весь дискаунтер был бы занят только пивом и соком. После внесения изменений дискаунтерам теперь можно предоставлять лишь 5–6 видов пива и 7–10 видов соковой продукции.

Также из обновленной классификации торговых объектов от МАРТ: дискаунтером может считаться магазин с универсальным, комбинированным или смешанным ассортиментом товаров и с торговой площадью от 250 до 2500 кв. м, в котором реализуются товары повседневного спроса по более низким ценам с преимущественным размещением товаров в торговом зале на складском оборудовании (стеллажи, поддоны и т.п.) и, как правило, в упаковке изготовителя. Размер торговых надбавок (разницы между ценой реализации товаров без учета НДС и ценой приобретения этих товаров) на реализуемые в дискаунтере товары не должен превышать 20%.

Теперь, если исходить из инструкции МАРТ, многие «мягкие» дискаунтеры, например «Хит», за которыми стоят владельцы «Евроопта», дискаунтерами считаться не могут – средняя торговая площадь магазинов «Хит», по данным «Евроторга», в I квартале 2021 г. составляла 169 кв. м. Так что теперь большинство магазинов «Хит» не могут называться дискаунтерами. Такие меры предпринимаются в интересах покупателей для того, чтобы развести разные форматы розничной торговли: хочешь торговать узким «дискаунтерным» ассортиментом по низким ценам – будь добр делать это на большой торговой площади. Также дискаунтерам рекомендуется держать долю товаров отечественного производства в ассортименте на уровне 80%, как и остальным. Как следует из многочисленных проверок торговых объектов сети, у «Светофора» с этим были проблемы по причине того, что основная товарная группа сети имеет российское происхождение.

***

Как бы то ни было, жесткая конкуренция, сложившаяся как между белорусскими ритейлерами, так и «пришлыми» игроками, пока на руку покупателю, поскольку вынуждает сети поддерживать низкий уровень цен. Впрочем, удешевление нередко достигается за счет сужения ассортимента в пользу товара с худшими потребительскими свойствами. Но в условиях, когда на первое место выходит цена, это не так уж и важно.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений