Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9796
EUR:
3.4307
RUB:
3.6783
BTC:
104,583.00 $
Золото:
380.14
Серебро:
4.56
Платина:
149.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Диагностика риска наступления банкротства: методологические проблемы расчета коэффициента просроченных обязательств

Фото: freepik.com

Продолжаем анализировать вступившее с 01.10.2023 в силу постановление № 16/461. Напомним, что оно заменило постановление № 140/2062 и ввело для оценки степени рис­ка наступления банкротства два индикатора: коэффициент обеспеченности обязательств имуществом и коэффициент просроченных обязательств. В «Экономической газете» № 77 за 2023 год были поставлены проблемы по расчету коэффициента обеспеченности обязательств имуществом. В данной статье попробуем разобраться, все ли в порядке с методикой исчисления второго показателя – коэффициента просроченных обязательств.

Коэффициент просроченных обязательств (КПО) в отличие от коэффициента обеспеченности обязательств имуществом является абсолютно новым аналитическим индикатором, который утвержден нормативным правовым актом. При этом во многих книгах по финансовому анализу авторы настоятельно рекомендуют анализировать просроченные обязательства при оценке платежеспособности организации, отмечая при этом, что если у организации имеются просроченные обязательства, то говорить о полноценной платежеспособности не приходится.

Согласно подп. 2.2 п. 2 постановления № 16/46 КПО рассчитывается как отношение суммы просроченных обязательств к общей сумме обязательств субъекта хозяйствования, где просроченные обязательства – это обязательства, срок исполнения которых наступил. Как видно из данного определения, в знаменателе КПО должны быть представлены все обязательства организации. Полагаем, что сумма данных обязательств должна соответствовать сумме разделов IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса. Что же касается числителя КПО, то здесь возникают вопросы в части его источника информации. Ведь ни в одной форме бухгалтерской отчетности согласно НСБУ № 1043 данные о просроченных обязательствах не раскрываются. Более того, даже в примечаниях к бухгалтерской отчетности содержание информации о таких обязательствах носит инициативный характер.

Полагаем, что информационным источником по просроченным обязательствам может послужить статистическая отчетность 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», форма которой утверждена постановлением № 94. Так, в графе 2 строк 104 и 110 раздела I данной статистической отчетности раскрывается информация о просроченной кредиторской задолженности и задолженности по кредитам и займам соответственно. При этом в п. 24 Указаний5 уточняется, что именно относится к просроченной задолженности: задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами или законодательством. В случаях когда в договорах не указаны конкретные сроки расчетов, в просроченную задолженность включается задолженность, не погашенная в течение 60 дней (с даты отражения задолженности в бухгалтерском учете) по внут­риреспубликанским расчетам и 90 дней – по внешним расчетам.

Как следует из Указаний по строке 104 статистической отчетности 12-ф (расчеты) отражается сумма кредитовых сальдо сч.сч.: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 65 «Отложенные налоговые обязательства», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В свою очередь, по строке 110 представлена сумма кредитовых сальдо сч.сч.: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и зай­мам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Именно по таким обязательствам может возникнуть просроченная задолженность.

Разобравшись со смысловым наполнением и информационной базой для расчета КПО, попробуем выяснить, является ли числитель и знаменатель данного коэффициента логически сопоставимыми. В случае с любым аналитическим коэффициентом распределения следует обеспечить при его построении качественную однородность числителя и знаменателя.

Справочно: в финансовом анализе все коэффициенты подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации. Первые характеризуют, какую часть составляет искомый абсолютный показатель в общей сумме абсолютных показателей. Причем в общую сумму искомый показатель конечно же включается. В свою очередь, коэффициенты координации характеризуют соотношение двух абсолютных показателей, имеющих различные экономические сущности.

Так, КПО является коэффициентом распределения, а коэффициент обеспеченности обязательств имуществом – коэффициентом координации.

Несомненно, просроченные обязательства включаются в общую сумму обязательств, представленных в бухгалтерском балансе. Однако, на взгляд автора, качественная однородность числителя и знаменателя КПО должна быть обеспечена тем, чтобы:

  • в составе обязательств (знаменатель КПО) были представлены именно обязательства. С выполнением данного условия возникают проблемы.

Так, если организация использует для учета курсовых разниц методику, регламентированную Указом № 4306, то имеется большая вероятность того, что на отчетную дату на сч. 98 «Доходы будущих периодов» будет числится сумма накопленных курсовых разниц. Автор статьи подобные ситуации уже не единожды наблюдал, когда на конец года в организациях по ст. 650 «Доходы будущих периодов» числится довольно существенная величина квази-обязательств в виде курсовых разниц. И говорить в отношении данных сумм, что они через некоторое время трансформируются в просроченные обязательства, можно лишь с нескрываемым сарказмом.

Также в состав обязательств нецелесообразно включать безвозмездную помощь в виде ОС, нематериальных активов, запасов (если применение сч. 98 предусмотрено учетной политикой), которая не предусматривает в будущем своего погашения. Данная помощь согласно п. 4 Инструкции № 1127 всего лишь переносится со сч. 98 на сч.сч.: 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы начисленной амортизации ОС, нематериальных активов от их первоначальной стоимости на протяжении срока их полезного использования или 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности») на фактическую себестоимость использованных запасов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

  • в составе обязательств (знаменатель КПО) были представлены только те обязательства, которые со временем могут быть трансформированы в просроченные. И с этим критерием имеются проблемы, т.к. не все обязательства, которые отражены в IV и V разделах баланса, могут стать просроченными.

В первую очередь, это касается полученной государственной помощи. Безусловно, в отличие от безвозмездной помощи данную помощь по соответствующим причинам организации могут возвратить. Однако вряд ли в данном случае будет допущена несвоевременность возврата, подтверждением чему является статистическая форма 12-ф (расчеты), в которой и не предусмотрено, что задолженность по возврату государственной помощи может быть просроченной.

Также не смогут стать просроченным обязательства, предназначенные для реализации. Данные обязательства включены согласно абз 3 п. 2 Инструкции № 258. Под выбывающей группой понимается группа активов, предназначенных для одновременного выбытия в результате реализации в рамках одной сделки, и обязательств, непосредственно связанных с этими активами, которые будут переданы (погашены) в рамках данной сделки. Как видно из определения, данные обязательства передаются покупателю вместе с соответствующими долгосрочными активами. Таким образом, это обязательства, которые сама организация от своего имени погашать уже не намеревается. Они будут переданы вместе с соответствующими активами покупателю. В бухгалтерском учете сумма обязательств, входящих в выбывающие группы, отражается по Д-ту сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсч. 76-7 «Расчеты, связанные с выбывающей группой») и К-ту сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (абз. 3 п. 11 Инструкции № 25).

Теперь для наглядности проиллюстрируем в таб­лице возможность тех или иных обязательств трансформироваться в просроченные.

Таблица

Показатель

Код строки баланса

Возможность обязательства трансформироваться в просроченное обязательство

V. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 

Долгосрочные кредиты и займы

510

+

Долгосрочные обязательства по лизинговым платежам

520

+

Отложенные налоговые обязательства

530

+

Доходы будущих периодов

540

Резервы предстоящих платежей

550

+

Прочие долгосрочные обязательства

560

+

VI. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 

Краткосрочные кредиты и займы

610

+

Краткосрочная часть долгосрочных обязательств

620

+

Краткосрочная кредиторская задолженность

630

+

Обязательства, предназначенные для реализации

640

Доходы будущих периодов

650

Резервы предстоящих платежей

660

+

Прочие краткосрочные обязательства

670

+

Таким образом, в тех организациях, в которых имеются на отчетную дату доходы будущих периодов (курсовые разницы, государственная и/или спонсорская помощь), обязательства, предназначенные для реализации, КПО будет искусственно занижен, а, следовательно, лица, принимающие решения на основе анализа показателей, предложенных постановлением № 16/46, будут введены в заблуждение. Последнее не позволит своевременно принять соответствующие меры по улучшению функционирования организации.

Многие читатели могут спросить: что же делать в настоящее время в организациях, есть ли целесообразность в расчетах этих двух коэффициентов по постановлению № 16/46? Рассчитывать, безусловно, стоит, ведь нормы законодательства следует выполнять. Однако никто не запрещает для лиц, непосредственно принимающих судьбоносные решения, исчислить данные коэффициенты с соответствующими корректировками, которые были предложены автором в данной и предыдущей (ЭГ № 77 за 2023 год) статьях. Ведь инструменты диагностики риска наступления банкротства безграничны, а вот время на принятие решений всегда в дефиците.


1Постановление Минэкономики, Минфина от 07.08.2023 № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства» (далее – постановление № 16/46).

2Постановление Минфина, Минэкономики от 27.12.2011 № 140/206 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования».

3Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Минфина от 12.12.2016 № 104.

4Постановление Белстата от 15.01.2014 № 9 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» и указаний по ее заполнению» (далее – постановление № 9).

5Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», утв. постановлением № 9 (далее – Указания).

6Указ от 20.12.2022 № 430 «О списании курсовых разниц».

7Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112.

8Инструкция по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by