$

2.1499 руб.

2.4501 руб.

Р (100)

3.2409 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

25.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Цены

Десять правил применения единой торговой надбавки на алкоголь

21.12.2018
Десять правил применения единой торговой надбавки на алкоголь
Фото: thediplomatchiangmai.com

Постановлением МАРТ от 19.10.2018 № 80 (далее – постановление № 80), вступившим в силу с 17 декабря 2018 г., внесены изменения в подп. 2.2 п. 2 постановления МАРТ от 02.10.2017 № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов».

Согласно этому документу оптовые и торговые надбавки к отпускным ценам на алкогольные напитки крепостью свыше 28 процентов (далее – алкогольные напитки), производимые и реализуемые на территории Беларуси, применяются с учетом конъюнктуры рынка. В то же время в рамках одного субъекта торговли и (или) торгового объекта должен применяться еди­ный уровень торговой надбавки на все виды таких товаров всех производителей независимо от формы собственности в разрезе наименований классификационных группировок алкогольных напитков.

При этом наименования групп алкогольных напитков должны применяться в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 28.12.2012 № 83 «Об утверждении, внесении изменений и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь» (далее – Классификатор ОКРБ 007-2012).

Другими словами, при реализации крепких алкогольных напитков все субъекты торговли должны утвердить (самостоятельно) единый уровень торговой надбавки для каждого из видов алкогольных напитков, упомянутых в Классификаторе ОКРБ 007-2012, и применять ее ко всем алкогольным напиткам из одной и той же классификационной группы. Исключение сделано только для магазинов беспошлинной торговли.

Постановление № 80 было слиш­ком кратким, и его применение на практике вызывает у субъектов хозяйствования немало вопросов. Поэтому МАРТ подготовило и разместило на своем сайте разъяснение о порядке его применения, а мы постарались еще более упростить понимание данного НПА, сведя его положения в 10 правил.

 

Правило первое. Одна торговая надбавка для каждого вида алкоголя.

С даты вступления в силу постановления № 80, т.е. с 17 декабря 2018 г., каждый субъект торговли должен применять единый уровень торговой надбавки (далее – торговая надбавка) при реализации на территории Беларуси алкогольных напитков в разрезе наименований классификационных группировок согласно Классификатору ОКРБ 007-2012 с учетом детализации 9 цифровых десятичных знаков.

 

Правило второе. Торговая надбавка устанавливается приказом.

Единую торговую надбавку субъект торговли устанавливает самостоятельно, утверждает ее локальным документом организации (приказ, распоряжение и т.п.) и должен применять как на алкогольные напитки, произведенные в Беларуси субъектами хозяйствования всех форм собственности, так и на алкогольные напитки, ввезенные в страну. При этом не имеют значения ни страна, где был произведен алкогольный напиток, ни вид потребительской тары (упаковки), в которую «расфасован» алкоголь (стеклянная бутылка, сувенирная упаковка и др.), ни объем бутылки, ни условия франкировки. Торговая надбавка должна быть единой, если алкогольные напитки относятся к одной классификационной группировке.

 

Правило третье. Разные торговые надбавки в различных объектах.

Субъект торговли, одновременно осуществляющий торговлю в нескольких торговых объектах, имеет право для каждого из них использовать свою торговую надбавку на алкогольные напитки. Иначе говоря, в разных магазинах одного и того же субъекта хозяйствования уровень торговых надбавок может быть различным.

 

 Правило четвертое. Все торговые надбавки нужно пересмотреть к 17 декабря 2018 г.

Необходимо пересмотреть раз­меры торговых надбавок по со­стоянию на 17 декабря 2018 г. и привести их в соответствие с постановлением № 80 в части применения их единого уровня. Другими словами, никакая продажа остатков алкогольных напитков по ранее действовавшим ценам после указанной даты не допускается: 16 декабря во всех торговых объектах должен быть аврал с пересмотром торговых надбавок, а значит, и розничных цен на все алкогольные напитки, имеющиеся в них.

 

Правило пятое. Торговую надбавку разрешено менять.

При необходимости субъект торговли имеет право изменить уровень ранее установленной торговой надбавки. Однако в этом случае роз­ничные цены на остатки алкогольных напитков в торговом объекте подлежат приведению в соответствие с новым размером торговой надбавки по всему ассортименту товара, относящегося к данной классификационной группировке. Менять размер торговой надбавки можно когда угодно и сколько угодно раз, но, на наш взгляд, делать это желательно пореже, чтобы не загружать собственных сотрудников дополнительной работой. Лучше сразу хорошо подумать, утверждая надбавки, чтобы потом не тратить на пересмотр цен время, которое, как известно, тоже деньги.

 

Правило шестое. Термины надо применять правильно.

При использовании постановления № 80 нужно применять термины и их определения в значениях, которые установлены Законом от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» и Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением Минэкономики от 22.07.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111). Так, под торговой надбавкой следует понимать надбавку к отпускной цене, применяемую субъектом хозяйствования при осуществлении розничной торговли.

 

Правило седьмое. На оптовиков и общепит не распространяются ограничения.

В разъяснении говорится, что действие постановления № 80 не распространяется на субъектов, осуществляющих деятельность с сфере общественного питания и оптовой торговли, а также на производителей и импортеров алкогольных напитков, за исключением реализации ими алкогольных напитков в розницу. При этом цены на алкогольные напитки на всех этапах их реализации, от производителя (импортера) до субъекта торговли, должны устанавливаться в соответствии с Инструкцией № 111, в т.ч. с учетом предоставления скидок (оптовых скидок).

 

Правило восьмое. Торговые надбавки должны применять все.

Исключения из правил, установленных постановлением № 80, кроме перечисленных выше, отсутствуют. Несоблюдение единой торговой надбавки (в т.ч. за счет предоставления скидок) на отдельные виды алкогольных напитков, установленной для данной классификационной группировки, не допускается.

 

Правило девятое. Округление розничных цен производится по правилам арифметики.

Розничные цены на алкогольные напитки, получившиеся в результате применения единой торговой надбавки, должны округляться до 2 десятичных знаков после запятой (т.е. до 1 копейки) в соответствии с правилами арифметики. В дробной части: второй десятичный знак после запятой увеличивается на 1, если третий десятичный знак после запятой составляет 5 и более; второй десятичный знак после запятой не изменяется, если третий десятичный знак после запятой менее 5. Осуществление округлений по иным правилам, в т.ч. для получения «красивой цены» и т.п., запрещено.

 

Правило десятое. В накладных следует указывать информацию о формировании цены.

Последнее правило является не указанием со стороны МАРТ, обязательным для исполнения, а рекомендацией. Это сделано в первую очередь для того, чтобы ограничения, установленные постановлением № 80, было легче соблюдать производителям, импортерам и субъектам, осуществляющим оптовую торговлю. Так, рекомендуется указывать в товарно-транспортных накладных и товарных накладных информацию о формировании цены на алкогольные напитки (отпускная цена, оптовая надбавка (скидка), др.). Место, где на накладных будет указана такая дополнительная информация, субъект хозяйствования может определять самостоятельно, однако она не должна мешать прочтению иных записей.

Автор публикации: Александр БОРИСОВ