Денежно-кредитные успехи – 2017 и амбициозные задачи – 2018
На прошлой неделе Нацбанк ознакомил общественность с итогами выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2017 год и результатами своих усилий по поддержанию ценовой и финансовой стабильности.
В целом результаты прошедшего года на финансово-кредитном рынке обнадеживают.
Так, двумя основными достижениями 2017 года, несомненно, являются значительно превзошедшее ожидания сокращение инфляции (4,6% после 10,6% по итогам 2016 года), а также резкий рост золотовалютных резервов (ЗВР) (на 2,4 млрд. USD, до 7,3 млрд. USD).
Первому способствовало масштабное снижение уровня процентных ставок (по кредитам и депозитам), что стимулировало восстановление кредитной и деловой активности. Тогда как второму помогло приобретение Нацбанком излишков предложения валюты на биржевых торгах, а также предусмотрительное рефинансирование валютных обязательств правительства.
Впрочем, подведение итогов работы неразрывно связано с преемственностью задач и ожиданий от финансовой системы в новом году. Неудивительно, что и денежно-кредитная политика в 2018 году сохранит преемственность с прошлогодней и сделает акцент на поддержание ценовой стабильности для гармоничного развития экономики.
БАЗОВЫЙ ориентир по инфляции составляет 6%. Прирост к итогам 2017 года допускается повышенными инфляционными ожиданиями (ожидаемый рост доходов, следовательно, давление внутреннего спроса, возможный прирост замещающего и более дорогого импорта и др.).
Промежуточным контролируемым индикатором останется прирост средней широкой денежной массы (+9–12%). За прошедший год ее прирост ожидался на уровне 12–16%, а фактически составил +15%.
Операционным ориентиром при регулировании уровня инфляции в 2018 году станет процентная ставка по однодневным межбанковским кредитам в белорусских рублях. До этого в качестве ориентира использовалась рублевая денежная база.
Что же касается ЗВР, то их сложившийся уровень вполне устраивает монетарные власти, и даже допускается некоторое снижение резервов (на 1,3 млрд. USD) под влиянием значительного объема валютных обязательств, а также возможного роста дефицита торгового баланса.
В 2018 году продолжится развитие финансового рынка путем совершенствования его инструментов и повышения их ликвидности, развития инфраструктуры. В приоритете – развитие инвестиционного банкинга, рынка банковских облигаций, внедрение механизмов реструктуризации и секьюритизации, активизация использования финансовых инструментов срочных сделок, создание условий для деятельности банков в сфере коллективных инвестиций.
ПРОДОЛЖИТСЯ совершенствование порядка предоставления банковских кредитов, в т.ч. посредством использования банками показателей долговой нагрузки.
Регулятор не будет забывать о поддержании безопасного и устойчивого функционирования банковского сектора. Пристальное внимание будет уделяться ситуации с проблемными активами банков, которая значительно улучшилась за прошлый год (и количественно, и качественно) во многом благодаря передаче значительного объема проблемных активов (в первую очередь – рублевых кредитов сельхозорганизаций) банков в ОАО «Агентство по управлению активами».
Сохранится тренд на совершенствование пруденциальных требований к управлению рисками в банковской деятельности, в т.ч. в части совершенствования систем раннего сигнализирования и предупреждения развития негативных тенденций у клиентов и в самих банках.
Кроме того, должное внимание будет уделено и развитию сегмента некредитных финансовых организаций. Принятые в прошлом году правовые акты позволили комплексно урегулировать правоотношения в сфере лизинга жилых помещений, повысить финансовую устойчивость потребительских кооперативов, снизить риски нарушения прав потребителей финансовых услуг.
В текущем году планируется создание правовой базы для лизинга объектов интеллектуальной собственности и партнерского лизинга, развития новых видов микрофинансирования с использованием финансовых технологий (краудлендинг), функционирования саморегулируемых организаций на базе профильных ассоциаций.
Продолжится формирование комплексной нормативной правовой базы по созданию целостной системы защиты прав потребителей финансовых услуг.
В ПРИОРИТЕТЕ окажутся мероприятия, направленные на внедрение электронного обращения банковских гарантий между банками и таможенными органами, новых видов расчетов (прямое дебетование счета и банковское платежное обязательство), а также механизма взыскания в бесспорном порядке денежных средств и электронных денег путем создания автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств.
Неотъемлемым компонентом развития национальной финансовой системы станет интенсификация работы по либерализации валютных отношений и дедолларизации экономики. И неспроста: основные этапы окончательной и бесповоротной дедолларизации должны быть пройдены в 2018 году.
Предстоящая значительная работа в данном направлении подгоняется объективной экономической необходимостью снятия существующих барьеров и излишних административных процедур при ведении бизнеса, а также сохранения стабильности национальной валюты.
В течение года ожидается отмена обязательности получения физическими лицами разрешений на открытие счетов в иностранных банках и государствах, трансформация разрешительных отношений проведения отдельных валютных операций движения капитала к заявительным (регистрационным), дальнейшее снижение нормы обязательной продажи валютной выручки вплоть до ее отмены (за 2017 год с уровня 30%, действовавшего много лет, размер обязательной продажи снизился до 20%, а затем до 10%).
НЕУДИВИТЕЛЬНО и то, что Нацбанк и правительство продолжат вести беспощадную борьбу с использованием иностранной валюты в расчетах на территории Беларуси, а также при формировании цен, ставок пошлин и иных платежей до полной и безоговорочной победы белорусского рубля. В настоящее время подготовлены и проходят согласование соответствующие предложения по внесению изменений в ряд указов Президента, а также в Гражданский и Банковский кодексы.
Как, впрочем, ожидаемо и то, что Нацбанк будет придерживаться консервативной (местами строгой) денежно-кредитной политики, направленной на достижение среднесрочной цели по инфляции и поддержание сбалансированных стимулов экономического роста.