Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нелегкий год для легкой промышленности

Фото: pixabay

13 июня – День легкой промышленности

Как и в предыдущие годы, легкая промышленность остается одной из немногих отраслей, где преобладают предприятия с небольшой численностью работников, а частная форма собственности имеет преимущество над государственной.

На 1 января 2020 г. производство текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха было основным видом деятельности для 1981 юрлица. Из них 1240, или 62,5%, классифицируются как микроорганизации, т.е. предприятия с численностью работников до 15 человек. Еще 563 предприятия (28,4%) были отнесены к малым организациям со штатом до 100 человек. Совокупно эти две категории охватывают более 90% предприятий отрасли. Доля предприятий с государственным участием (полным или частичным) составляет всего 4,8% (96 юрлиц). В то же время, несмотря на небольшой удельный вес, именно средние и крупные предприятия формируют 36% промышленного производства и обеспечивают основную часть рабочих мест (2/3, или 54,8 тыс. чел.) в легпроме.

 

Таким образом, представление об этой отрасли как государственной и представленной в основном крупными предприятиями не в полной мере соответствует действительности. Сегодня флагманами белорусской легкой промышленности являются не только «Камволь», «Коминтерн», «8 марта» и другие приватизированные в 1990-е годы предприятия советской эпохи, но и компании иной формации, такие как «Конте Спа», «Формэль», «Милавица», «Элема», «Белвест» и «Марко», которые придают отрасли новый облик.

 

Легкая промышленность является одной из самых высококонкурентных отраслей, где предприятия должны демонстрировать высокую адаптивность к меняющимся потребительским предпочтениям и трендам, а также эффективно продавать производимые товары, особенно если учесть «короткую» жизнь готовых изделий на полках магазинов. Именно поэтому конкуренция в отрасли легкой промышленности – это не столько соперничество производимой продукции, сколько соревнование используемых бизнес-моделей.

В 2020 г. отрасль испытала на себе последствия пандемии коронавируса – режим изоляции и ограничения в проведении массовых мероприятий затронули спрос на продукцию легкой промышленности. Потребители все больше стали отдавать предпочтение маркетплейсам типа Wildberries и Ozon, а доходы многих традиционных производителей одежды и обуви снизились на 15–25%. Так, выручка СООО «Белвест» за 2020 год составила 102,2 против 158,5 млн руб. годом ранее (–35%), а СООО «Конте Спа» – 250,6 при 287 млн руб. в 2019 г. (–13%).

Есть в отрасли и другие проблемы. Например, низкий уровень оплаты труда. В апреле средняя начисленная зарплата работника легкой промышленности составила 976,5 руб. Это самое низкое значение – почти на 35% меньше, чем средняя зарплата по всей промышленной отрасли в целом (1476,8 руб.). При этом на предприятиях с небольшой численностью работников зарплаты могут быть еще ниже на 15–20%. 

Вторая проблема, которая обращает на себя внимание, – продолжающийся рост складских запасов, что стало еще более заметно на фоне экономического кризиса. По данным Белстата, по состоянию на 1 мая 2021 г. складские запасы товаров легкой промышленности составили в 3,6 раза больше среднемесячного объема производства. В первую очередь это касается льняных и шерстяных тканей, где соотношение достигло 5,5 и 6,5 раза соответственно, трикотажных изделий (3х), чулочно-носочных изделий (4,6х), выделанной кожи (3,5х). Особенно большим является складской запас обуви, который превышает среднемесячный объем производства в 8,3 раза. Все это выдает традиционные для отрасли проблемы со сбытом.

Если руководство отдельных предприятий понимает необходимость трансформации бизнес-модели и активно осваивает такие технологии, как франчайзинг и продажи через интернет, то государственный концерн «Беллегпром» пытается обратить внимание белорусов на продукцию отечественного производства через введение протекционистских мер в отношении потенциальных конкурентов. Как правило, это небольшие предприятия, работающие в бюджетном ценовом диапазоне: секонд-хенды и магазины, продающие одежду среднеазиатского происхождения, известные в народе как «тюбетейки».

***

Сложно оценить эффективность каждой стратегии, однако следует признать, что белорусы начинают обращать внимание на одежду и обувь белорусского производства, причем не только из соображений более низкой стоимости, но и из-за качественных характеристик. Потому в этот день мы хотим пожелать всем имеющим отношение к легкой промышленности выстоять в эти непростые времена и как можно чаще видеть производимую ими продукцию на своих соотечественниках.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений