Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Демография, низкая производительность труда и экология

Фото: Shutterstock

Их признали главными вызовами для устойчивого развития Беларуси. Министерство экономики опубликовало для общественного обсуждения подготовленный его Научно-исследовательским экономическим институтом (НИЭИ) проект Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года.

Этот документ немало говорит о текущем моменте и развилке, перед которой оказалась экономика и общество в целом.

 

Куда идти? В IT!

Разработчики стратегии рассчитывают на дальнейший рост благосостояния белорусов. Обещаны высокие стандарты жизни благодаря стабильному росту доходов во всех видах экономической деятельности и регионах страны.

К 2025 году зарплаты медиков должны в полтора раза превышать средний уровень по стране, а в образовании – приблизиться к нему. Прорабатывается переход на новые критерии установления минимальной заработной платы.

 Акцент сделают на нестандартных и гибких режимах труда, обучении людей основам семейного бизнеса и самозанятости. Возможно и введение страхования от безработицы.

Нерешенной проблемой, признают авторы, остается слабое использование инноваций. Доля затрат на разработки снижается и составляет только 0,6% ВВП, а это крайне низкая наукоемкость. К 2035 году ее рассчитывают увеличить до 3%.

Сдерживают экономическое развитие:

– избыточная численность работающих на государственных предприятиях;

– низкая инвестиционная активность предприятий;

– невысокая отдача от вложенных инвестиционных средств;

– высокая энергетическая и материалоемкость производств.

Результатом всего этого является низкая производительность труда, которую определили вторым по значимости вызовом. Уровень добавленной стоимости на одного занятого по паритету покупательной способности в Беларуси примерно в 1,8 раза ниже, чем в соседних странах, и как минимум в три раза ниже, чем в развитых европейских государствах. В номинальном выражении по уровню производительности труда РБ отстает от стран Евросоюза в разы.

Реальный сектор не сможет поглотить весь объем высвобождаемой рабочей силы. Нужно содействовать рыночному перераспределению трудовых ресурсов, создать условия для внедрения новых моделей бизнеса.

Власти рассчитывают на создание новых рабочих мест в высокотехнологичном секторе, в первую очередь в IT-сфере, а также в рамках про мышленных кластеров, свободных и особых экономических зонах. Планируется увеличить долю занятых в сфере услуг с 60,6% в 2018 году до 72%.

Предполагается формирование нормативной базы, направленной на поддержку цифровой трансформации экономики, создание интегрированного государственного органа, концентрирующего полномочия и ресурсы для обеспечения комплекс­ного развития инноваций.

Предусматривается активная под­держка стартап-движения, будут со­здаваться условия для развития вен­чурной деятельности и краудфандинга.

В планах – расширение участия частного бизнеса в реализации гос­программ. При этом предпринимателям обещают передавать результаты научно-технической деятельности, со­зданные за счет бюджетных средств.

Характеризуя IT-сектор как главный фактор цифровизации экономики, авторы проекта подчеркивают важность развития инфраструктуры: сетей электросвязи, межведомственных информационных сис­тем и информационных ресурсов для оказания электронных услуг.

Разработчики проекта ориентируют IT-компании на переход с аутсорсинговой на продуктовую модель при разработке программного обе­спечения. Среди предложений – создание IT-университета и формирование новых механизмов коммерциализации продуктов компаний – резидентов ПВТ.

Переводить в цифру планируют и традиционную промышленность. Производственному комплексу обещана «перестройка на новой технологической базе», производство электротранспорта и беспилотников, использование 3D-печати и роботов. В АПК – раз­витие органического земледелия, в архитектуре – развитие «зеленого» строительства.

* * *

Все перечисленное, как и реализация других положений проекта, очевидно, потребует значительного ро­ста затрат, в т.ч. бюджетных, рассчитывать на которые без реальных институциональных преобразований весьма сложно.

Понятно, что стратегия устойчивого развития – это базовый программ­ный документ, который лишь описывает направления движения. Но после ответа на вопрос «куда?» придется отвечать и «как?».

Да и IT-сфера, на которую так много надежд, в каком-то смысле уже стала частью традиционной белорусской экономики.

 

Кто будет работать на нашу экономику

При обзоре этого достаточно объемного проекта в первую очередь хотелось сделать акцент на его экономической части. Но труд НИЭИ с первых строк наталкивает на мысль, что без социальной составляющей никакой экономики в принципе быть не может.

Несмотря на фиксируемый в последние годы рост доходов населения, развитие уровня образования и снижение уровня смертности населения, разработчики отмечают, что общий уровень рождаемости в стране с 2015 года стремительно снижается.

«Усиливающийся процесс старения населения и ухудшение динамики воспроизводства, высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, наблюдаемый отток молодежи из страны и ряд других факторов свидетельствуют, что отмеченные демографические проблемы пред­ставляют ключевой вызов для устойчивого развития государства», – констатируют авторы проекта.

Они считают важным развивать меры соцподдержки семей с детьми, включая совершенствование системы государственных пособий с акцентом на целевые группы (многодетные семьи, а также воспитывающие детей с инвалидностью). Предлагается увеличить объемы строительства жилья с господдержкой для семей с тремя и более детьми.

Также планируется развивать гибкие формы и условия труда, позволяющие больше времени уделять семье, активизировать деятельность частных детских садов.

Важной задачей разработчики считают повышение роли родителей на принципах равного участия отца и матери в воспитании ребенка, более справедливого распределения домашних обязанностей с расширением экономических возможностей женщин за счет совершенствования механизмов их реинтеграции на рынке труда, предоставления качественных и доступных услуг по уходу за детьми.

Отдельно речь идет о равенстве возможностей мужчин и женщин, в т.ч. на рынке труда.

Судя по всему, власти возвращаются к идее о более активном противодействии домашнему насилию. Напомним, разработанный в 2018 году законопроект об этом не дошел до рассмотрения в парламенте, поскольку был раскритикован на высшем уровне. В проекте стратегии говорится о создании «эффективной организационно-правовой системы противодействия насилию в семье, включая развитие специализированных услуг пострадавшим».

Ряд мер предлагается для снижения смертности.

Однако решать демографическую проблему в скором будущем, вероятно, придется не только за счет внутренних ресурсов. С одной стороны, есть озабоченность усилением внешней трудовой миграции, с другой – говорится о важности интеграции иммигрантов в белорусскую экономику.

Предлагается разработать меры по стимулированию возврата в страну выехавших граждан и притока в Беларусь квалифицированных иностранных специалистов. Одновременно будут усилены меры по защите рынка труда от нелегальной миграции.

 

О климате природном и чиновничьем

Третьим основным вызовом признана экология. Отмечается, что нагрузка экономики на природную среду на душу населения в Беларуси намного ниже, чем в развитых странах. Однако действовать планируют наперед.

Должна быть разработана стратегия долгосрочного развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года. В первую очередь акцент будет сделан на производственных объектах, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду. Обещаны условия для расширения применения электромобилей и гибридных авто, в т.ч. с водородными топливными элементами.

Также ожидается разработка национального плана по адаптации к изменению климата. Власти продолжат стимулировать ответственное потребление для сокращения бытовых и промышленных отходов.

 * **

Часть положений проекта посвящена росту эффективности государственного управления. Кандидатов на госслужбу предлагают набирать на открытой конкурсной основе. Речь идет о создании стандартов менеджмента в госуправлении.

А гражданскому обществу обещана активная поддержка.

 

Мнение

Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства:

– Сегодня мы находимся на этапе, когда практически начался новый мировой экономический кризис. Но как бы ни было тяжело в мире, у нас в стране есть свои проблемы и должны быть найдены их решения.

Проект стратегии устойчивого развития верно обозначает в качестве первого вызова демографическую ситуацию. Если мы будем развиваться по инерционному сценарию, то нас станет гораздо меньше: разъедутся, не родятся, деградируют.

Если говорить о производительности труда, мы отстаем от развитых стран по очень многим параметрам. Это напрямую касается малого предпринимательства: пока бизнес не будет уделять внимание этому вопросу, он не достигнет нужной конкурентоспособности. Уже сейчас реальная роль в экономике малого бизнеса снижается.

В целом, нужно выходить на качественно новый уровень стратегического планирования, чтобы работать над одними и теми же целями и уходить от противоборства министерств и ведомств.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений