Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №75(2572) от 04.10.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4838
EUR:
2.4275
RUB:
4.2213
Золото:
136.73
Серебро:
1.63
Платина:
73.79
Палладий:
184.79
Назад
Консультации
22.05.2015 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДЕЛО ОБ УКЛОНЕНИИ©

Общественную опасность уклонения от уплаты налогов переоценить сложно: это — непоступление средств в бюджет, сложности с финансированием государственных расходов и своевременным выполнением социальных программ. За уклонение от уплаты налогов и сборов установлена уголовная ответственность по ст. 243 УК. Единообразный подход в применении законодательства при рассмотрении судами уголовных дел об уклонении от уплаты сумм налогов (сборов) призвано обеспечить постановление Пленума Верховного Суда № 1, принятое 26.03.2015 г. (далее — постановление № 1).

Общественную опасность уклонения от уплаты налогов переоценить сложно: это — непоступление средств в бюджет, сложности с финансированием государственных расходов и своевременным выполнением социальных программ. За уклонение от уплаты налогов и сборов установлена уголовная ответственность по ст. 243 УК. Единообразный подход в применении законодательства при рассмотрении судами уголовных дел об уклонении от уплаты сумм налогов (сборов) призвано обеспечить постановление Пленума Верховного Суда № 1, принятое 26.03.2015 г. (далее — постановление № 1).

Виталий Коледа, кандидат юридических наук, адвокат Минской городской коллегии адвокатов

Уклонение от уплаты налогов является уголовно наказуемым деянием только в том случае, если оно совершенно умышленно и способами, перечисленными в диспозиции ч. 1 ст. 243 УК и повлекло причинение ущерба в крупном (1000 БВ и более — ч. 1 ст. 243 УК) либо особо крупном размере (2500 БВ — ч. 2 ст. 243 УК).

К способам уклонения от налогов относятся сокрытие или занижение налоговой базы, уклонение от представления налоговой декларации или внесение в нее заведомо ложных сведений. При этом под сокрытием налоговой базы понимается умышленное неотражение в документах налогового учета и (или) отчетности, представляемых налоговым органам, фактических данных об объектах налогообложения.

Умышленное занижение налоговой базы, как правило, выражается во внесении в документы налогового учета и (или) отчетности заведомо не соответствующей действительности информации, касающейся стоимостной, физической или иной характеристик объекта налогообложения, скорректированной в сторону уменьшения величины налоговых начислений. Словосочетание «как правило» дает простор для судейского усмотрения и допускает, что на практике под умышленным занижением налоговой базы могут пониматься и иные действия.

Уклонение от представления налоговой декларации (расчета) заключается в умышленном непредставлении ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности. Под внесением в налоговую декларацию заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога, сбора.

Преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты соответствующих налогов и сборов в сроки, предусмотренные законом.

Размер причиненного ущерба для квалификации по соответствующей части ст. 243 УК определяется по сумме фактически неуплаченного налога или сбора. Если уклонение от уплаты сумм налогов, сборов продолжалось в течение нескольких налоговых периодов, причиненный ущерб в денежном выражении суммируется за все время уклонения от их уплаты за все налоговые периоды и юридически оценивается исходя из размера базовой величины на день истечения срока уплаты по последнему налоговому периоду. В случае уклонения от уплаты сумм нескольких видов налогов, сборов размер ущерба определяется путем сложения всех неуплаченных сумм.

В случае уклонения от уплаты сумм налогов, сборов, которые по закону относятся к таможенным платежам, ответственность наступает по ст. 231 УК. Внесение заведомо ложных сведений в бухгалтерские и иные документы, совершаемое с целью уклониться от уплаты сумм налогов, сборов, полностью охватывается ст. 243 УК и дополнительной квалификации по ст. 380 «Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков» или ст. 427 «Служебный подлог» УК не требует.

Субъекты преступления по ст. 243 УК — это лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению и уплате в соответствующий бюджет сумм налогов, сборов, а также по представлению в налоговые органы документов налогового учета и (или) отчетности. К ним следует относить физических лиц — налоговых резидентов РБ, ИП, руководителей организаций-плательщиков, в обязанности которых входит подписание документов налогового учета и (или) отчетности, обеспечение полной и своевременной уплаты сумм налогов, сборов, а равно иных лиц, если они были специально уполномочены органом управления организации-плательщика на совершение таких действий.

К числу субъектов преступления по ст. 243 УК могут быть отнесены и лица, осуществляющие налоговое представительство. Проблема заключается в том, что в настоящее время презюмируется идеальное знание субъектом законодательства: считается, что он должен абсолютно достоверно знать закон. Однако предприниматели, руководители предприятий и бухгалтеры довольно часто не могут правильно истолковать нормы налогового законодательства. И если компания не удержала и не уплатила соответствующую сумму в качестве налогового агента, как понять — действие совершено умышленно с прямым или косвенным умыслом? Будут ли трактоваться такие действия как совершенные по неосторожности из-за незнания налогового законодательства?

Полагаем, что если у лица нет личной заинтересованности и отсутствуют доказательства того, что оно абсолютно достоверно осознавало незаконность своих действий, то состав преступления в налоговых действиях агента отсутствует даже при наличии формального ущерба — поскольку нельзя однозначно судить о наличии прямого умысла. Постановление № 1 прямого ответа на этот вопрос не дает, однако надеемся, что именная такая трактовка и будет преобладать в данном вопросе.

Не вполне оправданным представляется и указание в качестве субъектов преступления лиц, представляющих интересы плательщиков в налоговых правоотношениях в качестве уполномоченных представителей. Известны случаи, когда по ст. 243 УК пытались вменить такой статус, в т.ч. юристам, осуществлявшим представительство иностранных организаций по генеральной доверенности.

Напомним, что доверенность — это односторонняя сделка, и сам факт ее выдачи не порождает обязанности для лица, которому выдана доверенность, без его согласия. Также нельзя понудить лицо, которому выдана доверенность, на совершение каких-либо действий лишь в силу факта такой выдачи. Ведь в ч. 2 ст. 24 НК прямо говорится, что участие представителя не лишает плательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

В соответствии с п. 2 ст. 27 НК уполномоченный представитель плательщика осуществляет свои функции на основании доверенности. Но одного лишь факта ее выдачи недостаточно для вменения лицу, например, уклонения от подачи налоговой декларации. Это противоречит гражданско-правовой природе института представительства и кроме того смешивает это понятие с «доверенностью». Само представительство может иметь разную природу, например, в силу закона или только в силу доверенности, либо в силу доверенности, выданной на основании четко регламентированного договора, в силу которого лицо, представляющее интересы, обязуется совершить конкретные действия по налоговому представительству. При этом лицо, выдавшее такую доверенность, однозначно рассчитывает на совершение таких действий уполномоченным лицом. В то же время сам факт выдачи доверенности предоставляет лицу, которому она выдана, только право совершать представление интересов, а не устанавливает его обязанность по представлению интересов.

С учетом имеющихся прецедентов и норм постановления № 1 следует прямо указывать в генеральных доверенностях, что они не уполномочивают на подачу деклараций, исчисление и уплату налогов от имени представляемого лица и т.д. Если же доверенность выдается именно для представления интересов в налоговых правоотношениях, желательно детализировать и конкретизировать, для каких целей она выдается, а также ограничить срок ее действия.

Поскольку на практике непосредственную подачу документов осуществляет главный бухгалтер организации, есть смысл в трудовом контракте и доверенности расписать его обязанности на представление интересов в налоговых органах. Это будет оправданно в случае возникновения вопросов у проверяющих и правоохранительных органов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by