Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Декрет № 8 в свете валютного законодательства

Фото: REUTERS/Dado Ruvic

Нацбанк Беларуси, с одной стороны, осуществляет либерализацию валютной системы, а с другой – совместно с Правительством проводит так называемую политику дедолларизации. Рассмотрим нормы Декрета Президента от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет) сквозь призму валютного законодательства РБ.

Прежде всего нужно понимать «дух» документа: Декрет направлен на развитие Парка высоких технологий (ПВТ), инновационной сферы и построение современной цифровой экономики в РБ. Поэтому Декрет оперирует такими терминами, как «блокчейн», «токены», «виртуальные кошельки», «криптовалюты», «оператор криптоплатформы», «майнинг», «оператор обмена криптовалют», «смарт-контракт» и т.д. Значение большинства терминов расшифровывается в приложении 1 к Декрету.

Криптовалюта – это иностранная валюта или нет?

В соответствии с подп. 2.2 п. 2 Декрета физические лица вправе владеть токенами и с учетом особенностей, установленных Декретом, совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги. Также граждане вправе дарить и завещать токены.

Декрет вступит в силу с 28.03.2018 г. До указанной даты Совмину необходимо обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с Декретом, однако действие рассматриваемой нормы распространяется на отношения, возникшие до вступления документа в силу. То есть Декрет легализует задним числом правоотношения с участием физических лиц, которые сложились и фактически реализуются на сегодняшний день.

Итак, физические лица – резиденты и нерезиденты вправе приобретать и отчуждать токены как за белорусские рубли, так и за иностранную валюту. Формулировка подп. 2.2 п. 2 Декрета позволяет сделать следующий вывод: физические лица могут совершать указанные сделки как между собой, так и с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП). Вместе с тем при применении данной нормы необходимо учитывать особенности, установленные Декретом.

Важный вопрос, на который необходимо найти ответ: является ли криптовалюта, включая биткоины, токены, иностранной валютой в свете валютного законодательства РБ?

Согласно ст. 1 Закона от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) иностранная валюта – это:

– денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

– средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ (далее – банки РБ), банках и иных кредитных организациях за пределами РБ.

В соответствии с п. 4 приложения 1 к Декрету криптовалюта – биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена.

Соотнеся термин «криптовалюта», данный в Декрете, с термином «иностранная валюта» из Закона, приходим к выводу, что в Беларуси криптовалюта не является иностранной валютой.

Расчеты за токены в иностранной валюте

Расчеты в иностранной валюте с участием физических лиц согласно валютному законодательству РБ лучше рассмотреть с точки зрения субъектного состава.

1. Валютные операции между физическими лицами (причем в любой комбинации: физические лица – резиденты между собой, физическое лицо – резидент и физическое лицо –нерезидент, физические лица – нерезиденты между собой).

Согласно ст. 11 Закона разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте в случаях:

– дарения (в т.ч. в виде пожертвований), а также отмены дарения;

– предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими;

– передачи на хранение и их возврата.

Таким образом, действующее валютное законодательство не разрешает физическим лицам приобретать (отчуждать) токены за иностранную валюту.

2. Валютные операции между физическим лицом и субъектом валютных операций.

Определяющим здесь является место совершения валютной операции. Оно устанавливается с учетом п. 2 Правил проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72), и ст. 33 Налогового кодекса.

В данном случае возникает следующий вопрос: является ли криптовалюта товаром в контексте валютного законодательства? Пока еще мировое сообщество не пришло к единому мнению относительно правового статуса криптовалюты. При этом криптовалюта рассматривается как денежное средство, универсальный финансовый инструмент, товар (биржевой товар) или как денежный суррогат. Учитывая один из подходов, распространенный в США и других странах, с большой долей условности криптовалюту можно все же назвать товаром. Отметим, что законодательство РБ в различных НПА по-разному определяет понятие «товар».

Хотя в контексте Правил № 72 не понятно, где происходит получение и передача криптовалюты, на наш взгляд, это осуществляется на территории Беларуси. Следовательно, имеет место валютная операция, осуществляемая на территории РБ, что влечет применение п.п. 29 и 31 Правил № 72.

Между тем данные пункты не разрешают приобретать (отчуждать) товар (в данном случае – токены) за иностранную валюту. Однако существуют два разрешения главного банка страны, а именно письма Нацбанка:

– от 28.12.2011 № 31-13/803 «Разрешение на получение иностранной валюты при проведении валютных операций» – документ разрешает получение иностранной валюты безналичным переводом из-за пределов РБ физическими лицами – резидентами – по сделкам, заключенным с субъектами валютных операций – нерезидентами и предусматривающим передачу таким субъектам товаров;

– от 12.03.2015 № 31-12/273 «Разрешение на расчеты в иностранной валюте» – документ разрешает получение субъектами валютных операций – резидентами иностранной валюты, поступившей из-за пределов РБ в безналичной форме в виде банковского перевода (за исключением операций с использованием банковских платежных карточек, осуществляемых в банкоматах, платежных терминалах, инфокиосках на территории РБ), по сделкам, заключенным с физическими лицами – нерезидентами и предусматривающим передачу таким лицам товаров.

Поскольку мы рассматриваем криптовалюту как товар, то расчеты в иностранной валюте по валютной операции, осуществляемой на территории РБ (приобретение (отчуждение) токенов за иностранную валюту), между физическим лицом и субъектом валютных операций валютным законодательством РБ разрешены только в двух случаях, а именно при получении:

– иностранной валюты безналичным переводом из-за пределов РБ физическими лицами – резидентами – по сделкам продажи токенов субъектам валютных операций – нерезидентам;

– субъектами валютных операций – резидентами иностранной валюты, поступившей из-за пределов РБ в безналичной форме в виде банковского перевода (за исключением операций с использованием банковских платежных карточек, осуществляемых в банкоматах, платежных терминалах, инфокиосках на территории РБ), по сделкам продажи токенов физическим лицам – нерезидентам.

Широкие права оператора криптоплатформы

В соответствии с подп. 2.3 п. 2 Декрета оператор криптоплатформы (резидент ПВТ, предоставляющий с использованием информационной системы физическим и (или) юридическим лицам, в т.ч. нерезидентам РБ, возможность совершения между собой и (или) с оператором криптоплатформы следующих сделок (операций) – отчуждение, приобретение цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги; обмен токенов одного вида на токены другого вида; иных сделок (операций), предусмотренных Декретом) вправе:

– открывать счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях в РБ и за рубежом для проведения расчетов по торгам и осуществляемым им операциям;

– получать за оказываемые услуги вознаграждение, в т.ч. токенами, устанавливать его размер и порядок взимания с участников торгов (клиентов);

– совершать (организовывать) сделки с резидентами и нерезидентами РБ, направленные на размещение токенов, в т.ч. за рубежом, приобретение и (или) отчуждение токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, обмен токенов на иные токены в интересах клиентов либо в своих интересах;

– совершать (организовывать) иные сделки (операции) с токенами, за исключением операций по обмену токенов на объекты гражданских прав иные, чем белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, токены.

Прежде всего отметим, что оператор криптоплатформы – это резидент ПВТ (в качестве резидентов ПВТ могут быть зарегистрированы только юридические лица и ИП РБ), таким образом, оператор крипто­платформы является субъектом валютных операций – резидентом.

Следовательно, Декрет разрешает оператору криптоплатформы открывать любые счета за рубежом для проведения расчетов по торгам и осуществляемым им операциям без каких-либо ограничений. В то же время валютное законодательство РБ устанавливает довольно жесткий порядок открытия и использования счетов за рубежом.

Оператор криптоплатформы согласно Декрету также вправе совершать (организовывать) сделки (как с физическими лицами, так и с субъектами валютных операций) с резидентами и нерезидентами РБ, направленные на размещение токенов, в т.ч. за рубежом, приобретение и (или) отчуждение токенов за белорусские рубли, иностранную валюту.

Действующий порядок расчетов между резидентами (субъектом валютных операций и физическим лицом) мы рассмотрели выше. Относительно расчетов с использованием иностранной валюты между субъектами валютных операций – резидентами нужно отметить следующее.

В валютном законодательстве РБ закреплено такое правило: запрещено все, что прямо не разрешено. Частично валютные операции между субъектами валютных операций – резидентами разрешены Законом, Правилами № 72, отдельными письмами Нацбанка и некоторыми НПА. Анализ валютного законодательства позволяет сделать вывод, что субъекты валютных операций – резиденты не вправе рассчитываться иностранной валютой по сделкам, направленным на размещение токенов, в т.ч. за рубежом, приобретение и (или) отчуждение токенов за иностранную валюту.

Относительно валютных операций с юридическими лицами – нерезидентами: если рассматривать криптовалюту как товар, то ее купля-продажа может рассматриваться в разрезе экспортно-импортных операций, т.е. текущих валютных операций, осуществляемых без ограничений.

Гражданам расчеты в иностранной валюте разрешены

В соответствии с подп. 3.2 п. 3 Декрета действие валютного законодательства не распространяется на:

– физических и юридических лиц (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций), которые являются резидентами РБ, при проведении ими разрешенных видов операций, указанных в подп. 2.1 и 2.2 п. 2 Декрета, осуществляемых с использованием токенов. Причем данное исключение распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу Декрета;

– резидентов ПВТ при совершении ими операций с использованием токенов.

При этом не допускается использование иностранной валюты в расчетах между резидентами РБ, за исключением операций (расчетов), совершаемых такими резидентами между собой в системах операторов криптоплатформ или с указанными операторами, а также на зарубежных торговых площадках.

Полагаем, что ч. 2 подп. 3.2 п. 3 Декрета установила общий запрет на все ранее разрешенные Декретом исключения: расчеты в иностранной валюте между резидентами (причем как физическими лицами, так и субъектами валютных операций) в рамках правоотношений, связанных с криптовалютой, запрещены за исключением двух случаев, а именно операций (расчетов), совершаемых резидентами:

– между собой в системах операторов криптоплатформ или с указанными операторами;

– на зарубежных торговых площадках.

С учетом установленного ограничения на территории РБ возможны расчеты в иностранной валюте в рамках правоотношений, связанных с криптовалютой, между физическими лицами – резидентом и нерезидентом, а также между физическими лицами – нерезидентами.

Отметим также, что в п. 6 приложения 1 к Декрету после раскрытия термина «оператор обмена криптовалют» уточняется, что сделки (операции) по покупке и продаже токенов с резидентами РБ совершаются только в белорусских рублях. Как видно, данная норма в совокупности с подп. 3.2 п. 3 Декрета должным образом вписывается в проводимую властями политику «дедолларизации».

Все лучшее – резидентам ПВТ

Декретом изложено в новой редакции Положение о Парке высоких технологий (далее – Положение). Пункт 19 Положения предоставляет резидентам ПВТ весьма широкие права, в т.ч.:

– получать на свои текущие (расчетные) банковские счета, электронные и (или) виртуальные кошельки денежные средства, электронные деньги и токены в интересах своих клиентов (третьих лиц), использовать их для совершения любых сделок с третьими лицами, необходимых для осуществления таких видов деятельности, и перечислять (передавать) их клиентам (третьим лицам);

– покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке без ограничений целей ее использования. Необходимо отметить, что постановлением Правления Нацбанка от 28.12.2017 № 538 «О некоторых вопросах валютного регулирования и валютного контроля», которое вступает в силу с 11.04.2018 г., отменяется целевая покупка иностранной валюты субъектами валютных операций – резидентами на внутреннем валютном рынке;

– проводить в уведомительном порядке связанные с движением капитала валютные операции, осуществляемые в соответствии с законодательством на основании разрешения Нацбанка. Это очень значимое исключение, т.к. заполнить и передать в обслуживающий банк уведомление намного легче и проще, чем получать разрешение Нацбанка на проведение валютной операции.

Пункт 21 Положения для резидентов ПВТ предусматривает существенные льготы и в сфере ВЭД.

Так, законодательство о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций (Указ Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» и целый ряд НПА, принятых в его развитие), в т.ч. требования к срокам и способам завершения внешнеторговых операций, не распространяются на внешнеторговые операции с участием резидентов ПВТ.

При этом в рамках осуществления внешнеторговой деятельности резиденты ПВТ обеспечивают поступление выручки на счета и завершение каждой внешнеторговой операции в соответствии с заключенными договорами (а не со сроками, установленными валютным законодательством).

Резиденты ПВТ по внешнеторговым операциям при списании и (или) поступлении денежных средств на их счета представляют в банк, небанковскую кредитно-­финансовую организацию РБ, в которых открыты эти счета, документы (сведения) по таким внешнеторговым операциям, оформленные в порядке, предусмотренном Положением. Положением установлен особый льготный порядок оформления первичных учетных документов, например, единолично составлять первичный учетный документ; оформлять две и более однородные хозяйственные операции, совершенные в один календарный месяц, одним первичным учетным документом, в т.ч. составленным единолично; использовать в качестве первичного учетного документа исходящий от нерезидента РБ и составленный на иностранном языке документ (информацию), в т.ч. полученный (полученную) по электронным каналам связи.

Простая письменная форма сделки, в т.ч. внешне­экономической, совершаемой с участием резидента ПВТ, считается соблюденной, если предложение заключить договор, в т.ч. в виде программного кода, электронного или иного сообщения, сделанного с использованием электронной или иной связи, информационных систем или информационных сетей, принято в соответствии с п. 3 ст. 408 Гражданского кодекса или иным способом, установленным актами законодательства или предложением заключить договор, независимо от наличия в таком предложении подписи, в т.ч. электронной цифровой подписи, если обстоятельства заключения договора позволяют определить, что оно исходит от стороны по договору.

Для целей Положения к публичной оферте, совершенной в простой письменной форме, относятся пользовательское соглашение, общие условия сотрудничества и иные документы (информация), программный код, размещенные в открытом доступе в сети Интернет, содержащие существенные условия договора и предложение заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется, независимо от наличия в таких документах (информации) подписи, электронной цифровой подписи.

В соответствии с п. 27 Положения резиденты ПВТ освобождаются от оффшорного сбора в отношении объектов обложения оффшорным сбором при расчетах за рекламные, маркетинговые, посреднические услуги, а также при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам), части прибыли, начисленной собственнику их имущества.

Согласно п. 35 Положения не распространяются требования, установленные законодательством РБ в отношении иностранной безвозмездной помощи (требования Декрета Президента от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи»), на импорт резидентами ПВТ товаров, предназначенных для временного использования на территории РБ в целях осуществления видов деятельности, указанных в п. 3 Положения, и помещенных под таможенный режим временного ввоза.

В соответствии с п. 38 Положения не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, полученная резидентами ПВТ. Очень прогрессивная и важная норма, однако как и с отменой целевой покупки иностранной валюты, немного запоздалая в свете предстоящей тотальной отмены обязательной продажи валюты.

За разъяснениями – в Парк и к Правительству

В информационном сообщении «О разъяснении Национальным банком норм Декрета Президента № 8 «О развитии цифровой экономики»», размещенном 12.01.2018 г. на сайте Нацбанка, сообщается, что Правительству совместно с Администрацией ПВТ предоставлено право разъяснять вопросы применения Декрета в части использования в гражданском обороте криптовалют и осуществления деятельности с использованием технологии реестра блоков транзакций (блокчейн).

Компетенция Нацбанка в части реализации норм Декрета распространяется на вопросы, связанные с установлением требований к правилам внутреннего контроля банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

Нацбанком будут внесены необходимые дополнения в НПА, учитывающие особенности проведения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями расчетов денежными средствами по операциям клиентов, связанным с приобретением и (или) отчуждением токенов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений