$

2.1177 руб.

2.4600 руб.

Р (100)

3.2257 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Декрет № 7: надежды и реальность

26.06.2018

По мнению разработчиков, Декрет Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет) должен был стать ключевым документом, способствующим улуч­шению делового климата в стране. Между тем правоприменительная практика первой половины этого года показывает: либеральные принципы, заложенные в Декрете, в полной мере реализуются лишь в тех сферах, которые существенно не меняют действующую экономическую систему.

Упрощения с оговорками

Значительную часть Декрета, как известно, составляют положения, упрощающие начало ведения бизнеса в Беларуси.

Так, Декрет содержит перечень из 19 наиболее распространенных видов деятельности, которые могут осуществляться по заявительному принципу, без получения дополнительных разрешений и согласований в органах власти. К примеру, упрощено начало ведения бизнеса в сфере общепита, бытовых услуг, производства одежды, продуктов питания и др.

Отметим, что заявительный принцип имеет в Декрете и ограничение. В п. 3.2 документа оговорена возможность принятия новых законодательных актов, которыми может быть предусмотрена необходимость прохождения субъ­ектом хозяйствования иных административных процедур после начала осуществления заявленного вида экономической деятельности.

По факту уже на начальной стадии реализации Декрета (напомним, основные положения документа вступили в силу с 26.02.2018 г.) вводятся дополнительные требования и предписания, которые необходимо выполнить, пре­жде чем начать работать по декларируемому государством заявительному принципу. С учетом того, что п. 3.2 Декрета устанавливает возможность принятия новых ограничительных законодательных актов, нельзя исключать вероятности воз­никновения новых барьеров для внедрения сугубо заявительного принципа начала ведения бизнеса в стране.

Несмотря на вышеуказанный нюанс, в целом следует отметить положительную динамику в изменении национального законодательства в во­просе упрощения процедур, связанных с началом ведения бизнеса. Данная практика в Беларуси реализуется с 2009 года, что позволяет нашей стране быть одним из лидеров мирового рейтинга в части регистрации бизнеса. Последнее связано с тем, что чиновники отлично понимают важность упрощения процедуры входа бизнеса на внутренний рынок, которая помогает не только создавать новые рабочие места, но и расширяет налоговую базу для бюджета, формирует основу для экономического развития государства.

Изменения в части и в целом

Вторыми по значимости (после процедуры начала биз­неса) стали изменения, связанные с упрощением порядка ведения бизнеса для от­дельных видов деятельности.

Так, в Декрете выделены следующие 6 направлений деятельности, по которым государство упростило технические требования, а именно в сфере торговли, общепита, бытового обслуживания населения; организации и проведения выставок и ярмарок; производства и обращения продукции; строительства; транспорта; рекламной деятельности.

Помимо специфических упрощений, напрямую касающихся перечисленных выше видов деятельности, можно выделить несколько упрощений, которые могут коснуться практически каждого предприятия.

Например, возможность осущест­влять автомобильные перевозки без использования путевых листов. Авто­транспорт используется практически на каждом предприятии, поэтому это упрощение затронуло большинство белорусских предприятий. Также у них появилась возможность размещения наружной рекламы без разработки проектной документации и согласования ее содержания с местными органами власти.

Следует отметить, что перечень по­слаблений, предусмотренных Декретом, достаточно разнообразен и включает также те, которые существенно не меняют действующую экономическую политику.

Например, субъектам предпринимательства дано право не использовать печать в хозяйственной деятельности, если международными договорами не предусмотрено иное. Кроме того, Декретом установлены льготы владельцам транспортных средств с транзитными номерами по оплате платных дорог, новации в использовании труда ино­странных граждан, нововведения в оформлении технических условий на продукцию (работы, услуги) и др.

При этом, отменяя ранее действовавшие ограничения, государство определило перечень общих требований к бизнесу по пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии, к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих организациям.

Помимо систематизированных технических требований Декрет оговаривает возможность установления новых тех­нических требований к бизнесу в случае принятия таковых в рамках Евразийского экономического союза, а также определяет, что технические требования нормативных документов времен СССР и БССР теперь необязательны для исполнения.

Список технических новаций Декрета достаточно разнообразен, и поэтому затронул многих белорусских субъектов хозяйствования.

Мораторий плюс либерализация?

Особняком в Декрете стоит заявленный государством мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов и пошлин до 2020 года. Исключением являются лишь индексация налоговых ставок, установленных в белорусских рублях, и введение новых налогов на основании международных договоров.

Указанные исключения заставляют усомниться в реальном соблюдении государством налогового моратория. Подтверждает данное сомнение и ряд разъяснений налоговых органов. Так, например, письмом ИМНС по г. Мин­ску от 06.06.2018 № 6-2-11/01441 определено, что мораторий на повышение налогов будет действовать до 31 декабря 2019 года. При этом с учетом того, что Декрет вступил в силу с 26.02.2018 г., все решения местных Советов депутатов об увеличении ставок имущественных налогов, принятые до этой даты, под мораторий не подпадают.

Получается, что проблемы с формированием бюджета для некоторых чиновников важнее задекларированного с момента публикации Декрета моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов. В связи с этим весьма кстати придется им и готовящаяся новая редакция Налогового кодекса (НК) – в обновленном виде НК должен вступить в силу с 1 января 2019 года. С большой долей вероятности можно утверждать, что в будущем году налоговая нагрузка в соответствии с новым НК будет выше текущей налоговой нагрузки. И объяснением факта несоблюдения налогового моратория в этом случае станет, как представляется, новая редакция главного налогового нормативного документа.

По аналогии с соблюдением налогового моратория вызывают сомнения и декларируемые в Декрете послабления в части административной и уголовной ответственности для субъектов предпринимательства. До сих пор не приняты анонсированные ранее изменения в Уголовный кодекс и Указ Президента от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ).

Именно правоприменительная прак­тика по Указу является в последние годы наиболее ярким индикатором отношения государства к бизнесу и реализации на практике презумпции добросовестности субъектов хозяйствования в Беларуси. Поэтому без либерализации уголовной и административной ответственности по вышеперечисленным нормативным документам о реальном развитии предпринимательства в Беларуси говорить не приходится.

* * *

Обобщая анализ положений Декрета, следует отметить их положительный, но несколько выборочный характер. Многие принципы, которые декларируются в п. 1 Декрета и важны для успешного развития белорусской экономики, по факту в этом документе не отражены. Например, здесь не затронуты вопросы соразмерности наказания характеру нарушения, презумпция добросовестности субъектов хозяйствования, а также вопрос профилактики правонарушений со стороны контролирующих органов. Белорусские же субъекты предпринимательства, столкнувшиеся с реалиями госконтроля (особенно в рамках реализации Указа), могут с уверенностью сказать, что данные принципы в стране не действуют.

В этой связи Декрет можно назвать не революционным, а эволюционным, направленным на упрощение процедуры регистрации и осуществления деятельности для отдельных категорий субъектов предпринимательства, которые смогут почувствовать улучшение делового климата в Беларуси.

Для всего остального белорусского бизнеса фактическая либерализация наступит лишь с реальной реализацией на практике презумпции добросовестности субъектов хозяйствования и введением реального моратория на изменение налогового законодательства. Последнее означает введение запрета на любые изменения в НК, за исключением изменений, отменяющих налоги или снижающих налоговые ставки по ним.

 

Автор публикации: Александр ЖУК, аудитор, alex_asper@mail.ru