Декрет № 7: надежды и реальность
По мнению разработчиков, Декрет Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет) должен был стать ключевым документом, способствующим улучшению делового климата в стране. Между тем правоприменительная практика первой половины этого года показывает: либеральные принципы, заложенные в Декрете, в полной мере реализуются лишь в тех сферах, которые существенно не меняют действующую экономическую систему.
Упрощения с оговорками
Значительную часть Декрета, как известно, составляют положения, упрощающие начало ведения бизнеса в Беларуси.
Так, Декрет содержит перечень из 19 наиболее распространенных видов деятельности, которые могут осуществляться по заявительному принципу, без получения дополнительных разрешений и согласований в органах власти. К примеру, упрощено начало ведения бизнеса в сфере общепита, бытовых услуг, производства одежды, продуктов питания и др.
Отметим, что заявительный принцип имеет в Декрете и ограничение. В п. 3.2 документа оговорена возможность принятия новых законодательных актов, которыми может быть предусмотрена необходимость прохождения субъектом хозяйствования иных административных процедур после начала осуществления заявленного вида экономической деятельности.
По факту уже на начальной стадии реализации Декрета (напомним, основные положения документа вступили в силу с 26.02.2018 г.) вводятся дополнительные требования и предписания, которые необходимо выполнить, прежде чем начать работать по декларируемому государством заявительному принципу. С учетом того, что п. 3.2 Декрета устанавливает возможность принятия новых ограничительных законодательных актов, нельзя исключать вероятности возникновения новых барьеров для внедрения сугубо заявительного принципа начала ведения бизнеса в стране.
Несмотря на вышеуказанный нюанс, в целом следует отметить положительную динамику в изменении национального законодательства в вопросе упрощения процедур, связанных с началом ведения бизнеса. Данная практика в Беларуси реализуется с 2009 года, что позволяет нашей стране быть одним из лидеров мирового рейтинга в части регистрации бизнеса. Последнее связано с тем, что чиновники отлично понимают важность упрощения процедуры входа бизнеса на внутренний рынок, которая помогает не только создавать новые рабочие места, но и расширяет налоговую базу для бюджета, формирует основу для экономического развития государства.
Изменения в части и в целом
Вторыми по значимости (после процедуры начала бизнеса) стали изменения, связанные с упрощением порядка ведения бизнеса для отдельных видов деятельности.
Так, в Декрете выделены следующие 6 направлений деятельности, по которым государство упростило технические требования, а именно в сфере торговли, общепита, бытового обслуживания населения; организации и проведения выставок и ярмарок; производства и обращения продукции; строительства; транспорта; рекламной деятельности.
Помимо специфических упрощений, напрямую касающихся перечисленных выше видов деятельности, можно выделить несколько упрощений, которые могут коснуться практически каждого предприятия.
Например, возможность осуществлять автомобильные перевозки без использования путевых листов. Автотранспорт используется практически на каждом предприятии, поэтому это упрощение затронуло большинство белорусских предприятий. Также у них появилась возможность размещения наружной рекламы без разработки проектной документации и согласования ее содержания с местными органами власти.
Следует отметить, что перечень послаблений, предусмотренных Декретом, достаточно разнообразен и включает также те, которые существенно не меняют действующую экономическую политику.
Например, субъектам предпринимательства дано право не использовать печать в хозяйственной деятельности, если международными договорами не предусмотрено иное. Кроме того, Декретом установлены льготы владельцам транспортных средств с транзитными номерами по оплате платных дорог, новации в использовании труда иностранных граждан, нововведения в оформлении технических условий на продукцию (работы, услуги) и др.
При этом, отменяя ранее действовавшие ограничения, государство определило перечень общих требований к бизнесу по пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии, к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих организациям.
Помимо систематизированных технических требований Декрет оговаривает возможность установления новых технических требований к бизнесу в случае принятия таковых в рамках Евразийского экономического союза, а также определяет, что технические требования нормативных документов времен СССР и БССР теперь необязательны для исполнения.
Список технических новаций Декрета достаточно разнообразен, и поэтому затронул многих белорусских субъектов хозяйствования.
Мораторий плюс либерализация?
Особняком в Декрете стоит заявленный государством мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов и пошлин до 2020 года. Исключением являются лишь индексация налоговых ставок, установленных в белорусских рублях, и введение новых налогов на основании международных договоров.
Указанные исключения заставляют усомниться в реальном соблюдении государством налогового моратория. Подтверждает данное сомнение и ряд разъяснений налоговых органов. Так, например, письмом ИМНС по г. Минску от 06.06.2018 № 6-2-11/01441 определено, что мораторий на повышение налогов будет действовать до 31 декабря 2019 года. При этом с учетом того, что Декрет вступил в силу с 26.02.2018 г., все решения местных Советов депутатов об увеличении ставок имущественных налогов, принятые до этой даты, под мораторий не подпадают.
Получается, что проблемы с формированием бюджета для некоторых чиновников важнее задекларированного с момента публикации Декрета моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов. В связи с этим весьма кстати придется им и готовящаяся новая редакция Налогового кодекса (НК) – в обновленном виде НК должен вступить в силу с 1 января 2019 года. С большой долей вероятности можно утверждать, что в будущем году налоговая нагрузка в соответствии с новым НК будет выше текущей налоговой нагрузки. И объяснением факта несоблюдения налогового моратория в этом случае станет, как представляется, новая редакция главного налогового нормативного документа.
По аналогии с соблюдением налогового моратория вызывают сомнения и декларируемые в Декрете послабления в части административной и уголовной ответственности для субъектов предпринимательства. До сих пор не приняты анонсированные ранее изменения в Уголовный кодекс и Указ Президента от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ).
Именно правоприменительная практика по Указу является в последние годы наиболее ярким индикатором отношения государства к бизнесу и реализации на практике презумпции добросовестности субъектов хозяйствования в Беларуси. Поэтому без либерализации уголовной и административной ответственности по вышеперечисленным нормативным документам о реальном развитии предпринимательства в Беларуси говорить не приходится.
* * *
Обобщая анализ положений Декрета, следует отметить их положительный, но несколько выборочный характер. Многие принципы, которые декларируются в п. 1 Декрета и важны для успешного развития белорусской экономики, по факту в этом документе не отражены. Например, здесь не затронуты вопросы соразмерности наказания характеру нарушения, презумпция добросовестности субъектов хозяйствования, а также вопрос профилактики правонарушений со стороны контролирующих органов. Белорусские же субъекты предпринимательства, столкнувшиеся с реалиями госконтроля (особенно в рамках реализации Указа), могут с уверенностью сказать, что данные принципы в стране не действуют.
В этой связи Декрет можно назвать не революционным, а эволюционным, направленным на упрощение процедуры регистрации и осуществления деятельности для отдельных категорий субъектов предпринимательства, которые смогут почувствовать улучшение делового климата в Беларуси.
Для всего остального белорусского бизнеса фактическая либерализация наступит лишь с реальной реализацией на практике презумпции добросовестности субъектов хозяйствования и введением реального моратория на изменение налогового законодательства. Последнее означает введение запрета на любые изменения в НК, за исключением изменений, отменяющих налоги или снижающих налоговые ставки по ним.