$

2.0077 руб.

2.4849 руб.

Р (100)

3.2908 руб.

Ставка рефинансирования

10.50%

Инфляция

0.80%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

199.32 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Социум

Декрет № 1: путь к полной занятости?

23.03.2018

Правительство должно завершить к 1 апреля т.г. подготовку ряда документов в развитие Декрета Президента от 25.01.2018 № 1 «О содействии занятости» (далее – Декрет № 1). Большой объем работы здесь связан в определенной степени с тем, что авторы Декрета № 1 в некоторых случаях отказались воспользоваться уже имеющейся правовой базой и поручили Совмину дать новую расшифровку целого ряда терминов.

Постановлением Совмина от 26.02.2018 № 154 уже определены прогнозные показатели в области содействия занятости населения и их поквартальные значения на 2018 г., а постановлением Совмина от 22.02.2018 № 142 сформирован перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда в 2018 г., в который включены 48 городов и районов республики. Но понятно, что общество больше всего интересует, какие именно услуги и по какой цене будут оплачивать лица, не занятые в экономике. Пока такого перечня нет.

НАПОМНИМ, что Декрет № 1 выделяет две категории граждан РБ: трудоспособных граждан, не занятых в экономике, и трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни. Первых вынудят оплачивать услуги с возмещением затрат, вторых – рекомендуют направить в лечебно-трудовые профилактории. Для учета и тех и других предлагается создать базу данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее – база), порядок формирования и ведения которой определяется Совмином.

Возникает вопрос: зачем создавать новую базу, если в соответствии с Законом от 21.07.2008 № 418-З «О регистре населения» сформирована государственная централизованная автоматизированная информационная система, основу которой составляет база персональных данных граждан РБ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РБ. Регистр является официальным источником персональных данных, основных и дополнительных.

Кстати, сейчас в Палату представителей поступил законопроект о внесении изменений и дополнений в этот закон. В том числе предлагается исключить из записи в регистре информацию о статусе работающего, безработного, неработающего. Проект оставляет в составе дополнительных персональных данных о роде занятий только информацию о месте работы, дате трудоустройства и увольнения, дате постановки на учет и снятии с учета в качестве безработного.

Таким образом, в регистре будут учитываться только наемные работники и ставшие на учет безработные. Самозанятые лица, работающие вне системы найма, в эту систему учета не попадут.

На создание регистра были выделены бюджетные деньги, с момента принятия закона прошло почти 10 лет. Но, как оказалось, на практике записи регистра о роде занятий, а именно о числе работающих, безработных, неработающих, либо не были сформированы, либо не применялись. Спустя 10 лет решено сузить базу данных регистра и вместе с тем профинансировать за счет бюджета новую, учитывающую «трудоспособное население, не занятое в экономике».

ДЕКРЕТ № 1 предписывает Совмину определить порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике. Но в ст. 2 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения» содержится примерный перечень лиц, считающихся «занятыми гражданами». Следовательно, уже есть ориентиры для формулировок определений. Непонятно, почему разработчики Дек­рета № 1 это не учли. Или же они считают действующий закон недостаточно проработанным?

С новой базой предстоит работать так называемым постоянно действующим комиссиям, формирование которых возложено на органы местной власти и которым отводится ключевая роль в выполнении норм Декрета № 1. Основной целью их деятельности является трудоустройство граждан, в т.ч. формирование условий, при которых человек будет сам заинтересован в трудоустройстве.

Понятно, что именно правительству придется подготовить документ, регламентирующий деятельность комиссий.

Комиссия на основе базы данных будет составлять список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих потребленные услуги с возмещением затрат. Данный список станет основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги, определяемые Совмином, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное воз­мещение экономически обо­снованных затрат на их оказание. Комиссия имеет право освободить от таких платежей человека, оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации.

Заметим, что в отличие от Декрета от 02.04.2015 № 3 в сферу действия Декрета № 1 попадают все граждане РБ, независимо от их налогового резидентства. Например, если гражданин РБ, проживающий за границей, имеет белорусский паспорт со штампом о постоянной регистрации, то нормы Декрета распространяются на него даже в том случае, если в течение года он не находился на территории нашей страны.

Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Несмотря на то, что члены комиссии будут иметь дело со сведениями о частной жизни гражданина, они не несут никаких обязательств о неразглашении конфиденциальной информации!

Формирование внесудебного списка в рамках Декрета № 1 создает прецедент внедоговорного возмездного обязательства, не предусмотренного Гражданским кодексом (ГК). Между тем ст. 10 Закона от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах» признает безусловный приоритет ГК по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

ПРЕДЛАГАЯ всех трудоустроить, государство не делает упор на достойный труд и достойный уровень жизни. Известно, что именно для  государственного сектора экономики характерны мизерные зарплаты, побуждающие людей прибегать к совместительству и иным подработкам. Кстати, распространенное в госорганизациях совместительство создает напряжение на рынке труда, потому что штат­ная единица, занятая совместителем, не считается вакансией и о ней не надо сообщать в органы по труду и занятости.

Вероятно, стоит напомнить, что согласно ст. 41 Конституции государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Есть ли сегодня у государства достаточные ресурсы, чтобы гарантировать гражданам обучение в течение всего трудоспособного возраста и уж тем более достойный размер пособия по безработице? К сожалению, нет. Да и руководители Минтруда и социальной защиты, отвечая на вопросы журналистов, периодически повторяют, что пересматривать размер пособия по безработице в ближайшее время не планируется.

Что же касается достойной зарплаты, то даже в столице предлагаются вакансии с весьма скромной оплатой, а в регионах с трудоустройством вообще проблемы – там даже такой работы нет.

Кстати, одним из показателей отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда правительством выбран коэффициент напряженности на рынке труда (отношение численности безработных к количеству вакансий). Специалисты считают этот показатель экономически бессмысленным. Регистрируется в качестве безработных только небольшая часть тех, кто является безработным, ввиду низкого размера пособия. Ор­ганизации не показывают всех вакансий. В результате имеем коэффициент, в котором и числитель, и знаменатель не отражают реальной ситуации на рынке труда.

Автор публикации: Наталья ЧЕРНОРУЦКАЯ, юрист


Макроэкономика: список рубрик
Читать «ЭГ»
Важно
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях