Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
09.04.2013 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДАН ПРИКАЗ БЫТЬ АДВОКАТОМ ©

С 6 апреля 2013 г. только адвокаты смогут представлять интересы своих клиентов в суде. Это предусмотрено Законом от 30.12.2011 № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь». Он вступил в силу год назад и предусматривает годичный срок для перехода юристов-хозяйственников, желающих расширить свои полномочия, в адвокатуру. Об этом напомнила на состоявшейся в Минске 3 апреля пресс-конференции «Закону об адвокатуре — год: итоги реализации и перспективы развития белорусской адвокатуры» начальник управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Минюста Галина ГРИШКОВЕЦ.

С 6 апреля 2013 г. только адвокаты смогут представлять интересы своих клиентов в суде. Это предусмотрено Законом от 30.12.2011 № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь». Он вступил в силу год назад и предусматривает годичный срок для перехода юристов-хозяйственников, желающих расширить свои полномочия, в адвокатуру. Об этом напомнила на состоявшейся в Минске 3 апреля пресс-конференции «Закону об адвокатуре — год: итоги реализации и перспективы развития белорусской адвокатуры» начальник управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Минюста Галина ГРИШКОВЕЦ.

Закон еще на стадии разработки вызывал неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе: ведь адвокатская деятельность и оказание юридических услуг субъектам хозяйствования — разные вещи. Не случайно многие юристы сознательно выбирали именно юридический бизнес, а не адвокатуру. Перевод в нее многие юристы-лицензиаты рассматривали как принудительный, безальтернативный шаг. Закон оценивался как попытка ликвидации института юристов-хозяйственников, много говорилось о необходимости реформирования самой адвокатуры, эффективность которой, в отличие от деятельности юристов-хозяйственников, подвергалась сомнению. Кстати, в России аналогичные новации не прижились — Конституционный суд РФ встал на сторону юристов-хозяйственников. Белорусский Закон неоднократно обсуждался, переписывался, отправлялся на доработку, но все же был принят. Теперь практикующие юристы-хозяйственники сделали свой вынужденный выбор — часть из них перешла в адвокатуру, еще часть отказалась от одного из самых востребованных направлений своей работы — судебной защиты.

По мнению представителя Минюста, уже сейчас можно считать, что Закон позволяет оказывать более качественную и эффективную юридическую помощь. Адвокатура дополняется юристами новой формации, и все от этого выиграют, уверена Г.Гришковец. Из более чем 300 юристов-хозяйственников, имеющих свидетельство об аттестации, выданное Минюстом, 224 уже воспользовались правом в упрощенном порядке перейти в адвокатуру. Из тех, кто таким правом не обладает, 30 юристов успешно сдали квалификационный экзамен.

С принятием Закона все выиграли, уверяет председатель Республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц. Над отдельными «шероховатостями» Минюст работает. Закон принят прежде всего в интересах граждан, которые получили право выбора — обратиться в бюро или к индивидуальному адвокату. В настоящее время в Беларуси работают 1763 адвоката, 162 юридических консультации, 110 адвокатов, занимающихся индивидуальной адвокатской деятельностью, и 28 адвокатских бюро. Поскольку организация бюро или индивидуальной практики требует немалых вложений, в ближайшие несколько лет адвокаты будут работать именно в юридических консультациях, предположил В.Чайчиц. Вместе с тем адвокатские бюро и адвокаты-индивидуалы отличаются от коллег из юридических консультаций своей прогрессивностью, и прежде всего — организацией работы. Они специализируются по направлениям и ищут новые формы деятельности. В. Чайчиц честно признался — бюро растут как грибы, но явных специализаций несколько. Заявили о себе лишь бюро, специализирующиеся в семейной медиации и в спорте. Но для успешной работы недостаточно одного узкого направления. Поэтому все остальные специализируются на представительстве в суде и оказании юридической помощи субъектам хозяйствования.

Кстати, уже подготовлен проект указа, который улучшает положение индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов и некоторых других категорий, получающих пособие по уходу за детьми до 3 лет, рассказал В.Чайчиц. Дело в том, что из-за недавних изменений в законодательстве у этих лиц возникли проблемы с детскими пособиями. В частности, адвокаты оказались ущемленными: они получали меньшее пособие, чем другие граждане. Согласно проекту указа адвокат сможет получать 100% размера пособия, которое выплачивается остальным при предоставлении справки установленного образца, подтверждающей, что он не занимался адвокатской деятельностью во время декретного отпуска.

Правовая культура белорусского общества агрессивна, настроена на борьбу, а потому население не готово к медиации, считает управляющий партнер Адвокатского бюро «Право и семейная медиация», адвокат, медиатор Елена Жданович. Она считает работу в составе адвокатского бюро огромной возможностью для личностного развития адвокатов и мечтает о введении обязательной медиации по брачно-семейным и трудовым спорам, которая будет предшествовать суду, чтобы тот был последней инстанцией для разрешения конфликта. За прошлый год бюро провело 29 таких процедур, их них 26 закончились заключением медиативного соглашения, и обращаться в суд не понадобилось. Каждое четвертое гражданское дело с участием адвокатов бюро закончилось заключением соглашения, в шести уголовных делах произошло примирение с потерпевшим.

Столь радужно настроены не все. По мнению адвоката Василия Салея, Закон — это только начало реформы, но в нынешнем виде он пока не оправдал ожиданий юристов-хозяйственников. Они и адвокаты — это одна и та же профессия. Разница только в том, что юристов-хозяйственников признали бизнесменами, а адвокатов — нет. Это и стало камнем преткновений. Мы перешли в бюро, т.к. клиент хочет получить весь спектр услуг, заканчивая выступлением в суде, пояснил адвокат. Он выразил надежду, что законодатель пойдет дальше, чтобы приравнять адвокатов и юристов-хозяйственников: признает адвокатскую деятельность такой же, как, например, медицинская; предоставит адвокатам возможность объединяться в хозяйственные общества, как это происходит во всем мире; разрешит им работать по найму, что сейчас возможно только в рамках бюро.

По мнению управляющего партнера адвокатского бюро «Прохоренко и партнеры», заместителя руководителя Центра разрешения конфликтов Белорусского республиканского Союза юристов Марии Прохоренко, преимущества у Закона есть. Статус адвоката более понятен, и они, в отличие от юристов-хозяйственников, более защищены — есть понятие «адвокатской тайны», право неразглашения. Расширенная компетенция позволяет представлять интересы клиентов в различных областях права. Кроме того, адвокаты могут быть медиаторами.

Нельзя принять закон, устраивающий по всем параметрам всех. В первую очередь более благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими создаются для большинства, пояснила Г.Гришковец. Для юристов тут есть определенные минусы, но потребители только выиграют: адвокаты более эмоциональны, сопереживающие, юристы-хозяйственники — более прагматичны. Сочетание этих качеств положительно скажется на работе белорусской адвокатуры. Конечно, юристам-хозяйственникам, имеющим налаженный и приносящий доходы бизнес, это не сильно интересно. Но государство поставило цель — создать высококлассную сильную адвокатуру в интересах общества.

Впрочем, пока от принятия Закона однозначно выигрывает только адвокатура. Клиентов — простых граждан волнуют только полномочия и возможности по оказанию юридической помощи. Выгода для юристов-хозяйственников пока не очевидна. Маловероятно, что им, много лет успешно занимавшимся обслуживанием субъектов хозяйствования, а не граждан, захочется воспользоваться расширенными полномочиями и немедленно переквалифицироваться в разрешителей семейных драм. Примечательно, что на пресс-конференции не упомянули еще одну категорию заинтересованных лиц — клиентов юридических фирм, имеющих особые многолетние доверительные отношения с ведущими их юристами. Об их интересах, вероятно, вообще забыли.

Татьяна АБРАМОВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by