Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №75(2572) от 04.10.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4838
EUR:
2.4275
RUB:
4.2213
Золото:
136.73
Серебро:
1.63
Платина:
73.79
Палладий:
184.79
Назад
Судебная практика
21.03.2006 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЦИСТЕРНА ИЛИ ВЕСЫ?

На грани финансовой катастрофы очутилось совместное ЗАО "МогилевТрансВагон" - 14,2 млрд. руб. штрафных санкций выдержит далеко не каждое даже успешное белорусское предприятие. За какие же упущения его так сурово наказал главный государственный инспектор по надзору за соблюдением технических регламентов, стандартов и средствами измерений РУП "Могилевский центр стандартизации, метрологии и сертификации" своим постановлением от 4.08.2005 года?...

На грани финансовой катастрофы очутилось  совместное ЗАО "МогилевТрансВагон" - 14,2 млрд. руб. штрафных санкций выдержит далеко не каждое даже успешное белорусское предприятие. За какие же упущения его так сурово наказал главный государственный инспектор по надзору за соблюдением технических регламентов, стандартов и средствами измерений РУП "Могилевский центр стандартизации, метрологии и сертификации" своим постановлением от 4.08.2005 года?

Оказалось, штраф применен на основании Указа Президента от 20.05.1998 г. №268 "О повышении конкурентноспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)" и п.2.3.5 постановления Совмина от 1.09.1998 г. № 1371 "О государственном надзоре за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроле за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь" за реализацию предприятием средств измерений вагонов-цистерн в количестве 192 штуки, не прошедших государственных испытаний или метрологической аттестации в соответствии с требованиями ст.16 Закона "Об обеспечении единства измерений" и п.4.14 СТБ 972-2000 "Разработка и постановка продукции на производство".

С ТАКИМИ претензиями в свой адрес не согласилось СЗАО  "МогилевТрансВагон" и обратилось в хозяйственный суд с просьбой отменить  это постановление как незаконное.  По мнению заявителя, требования СТБ 972-2000 по внесению в Государственный реестр средств измерений - вагонов-цистерн не распространяется на продукцию истца. Во-первых, укрупненная сборка вагонов-цистерн проводится по конструкторской документации ФГУП "ПО Уралвагонзавод", разработка которой завершена в 1993 г. до вступления в силу СТБ 972-2000. Во-вторых, могилевские  вагоны-цистерны предназначены лишь для перевозки нефтепродуктов, и проведение государственных испытаний вагонов-цистерн, обязательных для средств измерений, нормативными документами не предусмотрено. Да и  Белорусская железная дорога эти вагоны как средства измерения не использует. Что касается отнесения вагонов-цистерн к  средствам измерения в связи с наличием на котле типа калибровки, то такой вывод ответчика заявитель тоже счел необоснованным. Котлы приобретаются у заводов-изготовителей России как комплектующие для вагонов-цистерн, на которых уже имеется тип калибровки, определяющий  лишь физические параметры котла. Они обозначают уровень налива нефтепродуктов, необходимый только для техники безопасности при транспортировке груза.

Ответчик в отзыве на иск привел свои аргументы в пользу того, что могилевские вагоны-цистерны для нефтепродуктов являются средствами измерений, предназначенными для проведения государственных учетных и торговых операций с нефтью и нефтепродуктами, а потому подлежат внесению в Государственный реестр средств измерений в Республике Беларусь в качестве транспортной меры вместимости. По его мнению, СТБ 972-2000, введенный в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 2000-08-30 г. № 26, распространяется на СЗАО "МогилевТраснВагон", так как предприятие является резидентом Республики Беларусь и деятельность по выпуску вагонов-цистерн начало с 1.07.2004 г. 

Заслушав пояснения представителей сторон, опросив специалистов, исследовав письменные материалы по делу, суд пришел к следующим выводам.

ИЗ АКТА проверки от 6.07.2005 г., на основании которого принято оспариваемое постановление, следует, что выпускаемые в  соответствии с российскими ТУ 3182-005-07518941-93 вагоны-цистерны являются средствами измерений, поскольку в этих технических условиях написано, что с обеих сторон котла (один из узлов вагона-цистерны) привариваются цифры, обозначающие номер цистерны и тип калибровки котла. Причем к ТУ приложены таблицы, в которых указаны типы калибровки, соответствующие моделям выпускаемых в Могилеве вагонов-цистерн.  А согласно обязательным требованиям СТБ 972-2000 при постановке на производство средства измерений подлежат метрологической аттестации и внесению в Государственный  реестр, что не было сделано.

Упрек со стороны ответчика серьезный, однако суд посчитал его необоснованным.

Согласно разделу 1 "Общие положения" Таблиц калибровки железнодорожных цистерн, утвержденных департаментом вагонного хозяйства МПС России в 1997 г. (введены в действие на территории Республики Беларусь в соответствии с Соглашением между железнодорожными администрациями государств - участников СНГи стран Балтии), для облегчения процесса определения веса наливного груза, который может быть расположен на любом уровне котла цистерны или надкотловой части (колпака, люка), для каждого типа цистерн в зависимости от конструкции котлов  составлена отдельная таблица поинтервальной калибровки.

Заявитель действительно изготавливал вагоны-цистерны в соответствии с требованиями ТУ 3182-005-07518941-93 и СТБ ГОСТ Р 51659-2001 "Вагоны-цистерны магистральных железных дорог колеи 1520 мм", согласно которым назначение вагонов-цистерн определено только  для перевозки нефтепродуктов. Сведения о том, что вагоны-цистерны являются и средством измерений, в упомянутых ТУ и в стандарте отсутствуют.

Никаких замечаний к техническим условиям по вопросу отнесения вагонов-цистерн к средствам измерений не было предъявлено могилевчанам на стадии разработки и постановки вагонов-цистерн на производство и Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ.

Кроме того, Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации МПС России выдал сертификат соответствия о том, что вагоны-цистерны для нефтепродуктов, выпускаемые СЗАО "МогилевТрансВагон", соответствуют ТУ 3182-005-07518941-93, предприятию выдана лицензия на применение знака соответствия С-01645.

Специалист Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совмине РБ пояснил, что не все железнодорожные вагоны-цистерны, предназначенные для проведения учетных и торговых операций с нефтью и нефтепродуктами, могут являться транспортными мерами вместимости. Для признания их таковыми  необходимо проведение испытаний с целью утверждения типа вагонов-цистерн и внесения их в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь. При этом лишь единичные экземпляры вагонов-цистерн допускаются к применению при положительных результатах метрологической аттестации.

ИНЫМИ словами, утверждение ответчика о том, что вагоны-цистерны, изготавливаемые СЗАО "МогилевТрансВагон", являются средством измерения, по результатам рассмотрения спора подтверждения не нашло. Суд, руководствуясь ст.ст.133,199,203,204,205 и 230 ХПК, признал постановление о штрафных санкциях от 4.08.2005 г. недействительным с момента его принятия.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений