Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нацбанк не пришел к единому мнению относительно цифрового рубля

Фото: Мария Хрусталева / neg.by

Регулятор продолжает изучать возможность введения цифровой национальной валюты как альтернативы традиционной модели денежного обращения. Однако, как показала дискуссия, организованная в рамках Международного форума по банковским информационным технологиям «БАНКИТ-2021», единого мнения о целесообразности перехода на новый вид денег нет даже среди представителей Нацбанка.

 

Принеси то, не знаю что

Одна из причин возникших сложностей – отсутствие четкого понимания, что должны представлять собой цифровые валюты центрального банка (ЦВЦБ). Дискуссии о сущности ЦВЦБ ведутся не только в стенах Нацбанка, но и во всем мире. Специалисты до сих пор не пришли к окончательному выводу о том, является цифровая валюта эволюционно новой формой денег или финансовым продуктом центрального банка, а также до сих пор не могут объяснить, где проходит граница между безналичными деньгами и цифровыми валютами.

Наибольшее распространение получило определение ЦВЦБ, согласно которому они определяются как деньги в цифровой форме, номинированные в национальной денежной единице и представляющие собой обязательство выпустившего их центрального банка.

В докладе Банка России цифровой рубль определяется как дополнительная форма российской национальной валюты, сочетающая одновременно свойства наличных и безналичных денег, которая будет эмитироваться в цифровом виде. Таким образом, существенным отличием ЦВЦБ от безналичных денег является то, что они представляют собой обязательство центрального банка и не связаны с системой расчетных счетов банковской системы.

В отличие от криптовалют, цифровая валюта является обязательством выпустившего ее центрального банка и может быть наделена свойствами законного платежного средства на законодательном уровне, т.е. стать денежной единицей, обязательной к приему гражданами и субъектами хозяйствования наравне с иными формами денежных средств. В отличие от традиционных безналичных денег расчеты с использованием ЦВЦБ могут быть произведены в любое время даже при отсутствии доступа к сети Интернет. Как это будет реализовано технически – до конца неизвестно.

 

Доллар цифровому рублю не товарищ

Не менее острым было обсуждение целесообразности введения цифровой валюты. Определенный скепсис относительно необходимости погони за инновациями выразил Сергей Дубков, председатель правления ЗАО «БСБ-Банк». Он назвал цифровые валюты дорогостоящим техническим решением, востребованность которого со стороны участников экономических отношений вызывает сомнения.

Основным недостатком, присущим технологии ЦВЦБ, является высокая стоимость и техническая сложность реализации такого проекта, а также возможность проявления потенциальных рисков и угроз, не выявленных на стадии разработки и внедрения концепции. Создание новой технической архитектуры может привести к появлению новых киберуязвимостей, с которыми технические специалисты Нацбанка еще не сталкивались.

Относительно стоимости проекта Сергей Дубков как представитель банковского сектора высказал опасения, что расходы по созданию технической инфраструктуры в очередной раз могут быть переложены на банки, хотя уже сейчас очевидно, что новая денежная система по сути подрывает один из традиционных источников дохода банковского бизнеса – комиссии за клиентские операции.

Не все риски внедрения цифрового рубля связаны с недостатками ЦВЦБ. Часть проблем вызвана особенностями экономики РБ. Специалисты отмечают высокую долю иностранной валюты в денежном обращении, а также непредсказуемость реакции населения на возникновение новой параллельной системы денег. Наличная иностранная валюта по-прежнему выполняет важнейшую сберегательную функцию в «ценностной корзине» населения Беларуси. По данным Нацбанка, в 2020 г. белорусы приобрели иностранной валюты на сумму 10,2 млрд USD, при этом покупка превысила продажу почти на 2 млрд USD. Объем депозитов физлиц в иностранной валюте по состоянию на 01.09.2021 составил 5,1 млрд USD. Высокая долларизация денежного обращения может стать серьезным барьером на пути внедрения цифрового рубля.

Кроме того, введение изменений, которые могут привести к возникновению ограничений, а в дальнейшем и к отмене свободного обращения наличной валюты, может поспособствовать дестабилизации финансовой системы страны в виде повышенного спроса на иностранную валюту и дальнейшего сокращения депозитов в банковской системе страны.

По мнению представителей научного сообщества, эмиссия национальной ЦВЦБ должна осуществляться одновременно с мероприятиями по стабилизации темпов инфляции, снижению уровня долларизации национальной денежной системы, повышению устойчивости белорусского рубля. Поэтому авторы статьей, посвященных проблеме введения цифрового рубля в Беларуси, приходят ко мнению, что в текущих условиях развития белорусской экономики маловероятно, что Нацбанк станет в авангарде разработки и внедрения цифровой валюты.

Пока регулятору лучше сосредоточится на решении проблем, которые не вызывают дискуссий, например, на обеспечении финансовой стабильности и снижении инфляции, достигшей двузначных значений.

При подготовке данной статьи использованы материалы, опубликованные в журнале «Банковский вестник» № 4/693 за апрель 2021 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений