Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что взыскать с гаранта, который не имеет ничего

При принудительном взыскании задолженности с райисполкомов, выступающих гарантами за исполнение субъектами хозяйствования обязательств по кредитным договорам, многие банки уже сталкивались с серьезной проблемой. Суть ее состоит в том, что в законодательстве отсутствует реальный механизм взыскания долга с исполкома в исполнительном производстве. Приведем пример из судебной практики.

«Безденежный» исполком

В производстве судебного исполнителя находилось несколько исполнительных документов о взыскании с районного исполкома (РИК) в пользу банка задолженности, однако ее погашение не осуществлялось. В связи с этим банк обратился к вышестоящему должностному лицу судебного исполнителя с жалобой на его бездействие. В поданной жалобе указывалось, что судебным исполнителем не осуществлены действия, предусмотренные ст. 375 ХПК (имеется в виду редакция, действовавшая до вступления в силу Закона от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» – до 16.05.2017 г.).

В частности, РИК предоставил судебному исполнителю список арендаторов помещений исполкома, и с учетом полученной информации судебный исполнитель был обязан обратить взыскание на денежные средства, причитающиеся ис­полкому от третьих лиц, путем направления им обязательных для исполнения предписаний. Также ежемесячно жители населенных пунктов района вносят исполкому платежи за приватизированное жилье, ранее относившееся к государственному жилфонду. Заявитель не располагает информацией о счетах исполкома, на которых формируются эти поступления, а также о конкретных плательщиках. Вместе с тем полномочия по истребованию указанной информации имеются у судебного исполнителя, который должен был направить запрос в банк, обслуживающий исполком, а после получения информации направить обязательные для исполнения предписания.

Доводы жалобы основывались на следующих нормах законодательства:

– в соответствии со ст. 27 ХПК вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех госорганов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РБ;

– согласно ст. 342 ХПК законные требования судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов обязательны для исполнения всеми госорганами, органами местного управления и самоуправления, иными органами;

– статьей 325 ХПК установлено, что задачей исполнительного производства является своевременное и полное исполнение судебным исполнителем судебного постановления в целях восстановления нарушенных прав лица, заявившего на это требование;

– в ст. 345 ХПК предусмотрено, что взыскатель вправе требовать совершения принудительного исполнения исполнительного документа.

Однако жалоба заявителя вышестоящим должностным лицом судебного исполнителя была признана необоснованной по следующим основаниям.

В рамках возбужденных исполнительных производств судебным исполнителем были направлены запросы исполкому, налоговому органу, в обслуживающий банк, затребованы сведения из базы ГАИ в отношении зарегистрированного транспорта и ГУП «Н» касательно объектов недвижимости, проверялось имущественное положение исполкома, направлено предписание одному из дебиторов исполкома – ОАО «М».

В соответствии с подп. 1.5 п. 1 ст. 17 Закона от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон № 108-З) порядок управления и распоряжения собственностью соответствующей административно-тер­риториальной единицы осуществляется местным районным Советом депутатов, за исполкомом имущество закреплено на праве оперативного управления.

Подпунктом 2.4 п. 2 решения соответствующего районного совета (далее – Решение) установлено, что все арендные платежи, полученные от арендаторов, в т.ч. указанные заявителем, а также платежи от сдачи в аренду земельных участков и от продажи их в частную собственность, от отчуждения недвижимого имущества, находящегося в коммунальной собственности, от уплаты различных штрафов, от проводимых аукционов (торгов) по продаже недвижимости и земельных участков не являются собственностью исполкома, а поступают в районный бюджет финансового отдела исполкома, который является отдельным юридическим лицом.

Денежные средства, находящиеся на счетах в банке, являются целевыми денежными средствами, а находящиеся в банковских вкладах и депозитах – не являются собственностью исполкома. Иных источников денежных поступлений исполком не имеет. Кроме того, в соответствии со ст. 371 ХПК обращение взыскания на имущество, закрепленное за юридическим лицом на праве оперативного управления, не допускается.

Работа была проведена…

Не согласившись с доводами выше­стоящего должностного лица судебного исполнителя, заявитель подал в суд жалобу на его бездействие. В обоснование своих доводов заявитель, в частности, указал, что судебным исполнителем не были взяты письменные пояснения у исполкома по вопросу погашения задолженности (с указанием мер, которые он предпринял для погашения долга, а также планируемых к принятию с целью перечисления имеющейся задолженности).

В соответствии с п. 1 ст. 65 Бюджетного кодекса (далее – БК) органы местного управления и самоуправления несут безусловные обязательства по обслуживанию и погашению долга органов местного управления и самоуправления. Долг органов местного управления и самоуправления полностью обеспечивается средствами соответствующего местного бюджета и иным имуществом, находящимся в собственности административно-территориальной единицы.

Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга таких органов и долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами, и представляют в Минфин необходимые сведения для ведения реестра долга (п. 31 ст. 65 БК). Лимит долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год и лимит долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами, устанавливается решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год (п. 4 ст. 65 БК). В соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год согласно принятым ранее обязательствам предусматриваются ассигнования для исполнения обязательств в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов (п. 6 ст. 65 БК).

Судебным исполнителем не была проведена работа по истребованию у исполкома соответствующих документов, в которых предусматриваются ассигнования для исполнения его обязательств в соответствии с выданными им гарантиями, погашение имеющейся задолженности по долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.

Но постановлением суда первой инстанции в удовлетворении жалобы заявителя было отказано на основании следующего.

Судебным исполнителем с целью установления имущества и денежных средств исполкома были направлены соответствующие запросы, затребованы сведения из базы ГАИ, проведена другая необходимая работа.

Согласно ст. 261 БК средства, получаемые территориальными органами, финансируемыми за счет средств местного бюджета, включая средства, получаемые от сдачи в аренду имущества, зачисляются в соответствующие местные бюджеты, если иное не установлено законодательными актами. Неналоговые доходы бюджетов базового уровня включают в себя доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности административно-территориальных единиц базового территориального уровня (ст. 35 БК).

В соответствии с Законом от 30.12.2015 № 341-З «О республиканском бюджете на 2016 год» (далее – Закон № 341-З), п. 2.4 Решения все платежи, полученные от арендаторов, а также денежные поступления от иных источников не являются собственностью исполкома, а поступают в районный бюджет финансового отдела исполкома. Исполком обязан только контролировать поступление денежных средств. Таким образом, средства, полученные от сдачи в аренду имущества, не являются доходами арендодателя, а формируют доходную часть районного бюджета.

Изучив предоставленные документы, суд пришел к выводу, что денежные средства, находящиеся на банковских счетах исполкома, являются целевыми денежными средствами, а не его собственностью. Внебюджетная деятельность исполкомом не осуществляется, а иных источников денежных поступлений он не имеет. Более того, заявитель не обосновал со ссылками на нормы законодательства наличие, по его мнению, обязанности судебного исполнителя совершить действия, о понуждении к совершению которых подана жалоба.

Заявитель пытался обжаловать постановление суда первой инстанции в апелляционном, а затем в кассационном порядке, но безуспешно.

Выход есть?

Ввиду возникших сложностей с взысканием задолженности с исполкома в пользу банка представляется единственно возможным следующий выход из сложившейся ситуации: получив от судебного исполнителя акт о невозможности исполнения, банк, руководствуясь ст.ст. 120, 124, 125, 126, 127 и 370 ГК, постановлением Пленума ВХС от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности», может обратиться в суд с иском о привлечении к субсидиарной ответственности административно-территориальной единицы – района в лице районного Совета депутатов. Вместе с тем отсутствие судебной практики по данной категории дел не позволяет спрогнозировать результат рассмотрения данного спора.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений