Что учтут при определении платы за арендное жилье

Может ли быть учтено качество жилой среды при определении размера платы за пользование арендным жильем государственного жилищного фонда для нанимателя жилого помещения в доме, расположенном вблизи железнодорожного полотна (расстояние менее 100 м), в квартале старой жилой застройки?
Размер платы за пользование арендным жильем определяется исходя из размера базовой ставки платы за пользование арендным жильем, устанавливаемой Совмином, с применением коэффициентов, определяемых областными, Минским городским исполкомами в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений, если иное не установлено Президентом (п. 2 ст. 31 ЖК).
В Минске указанные коэффициенты установлены решением Мингорисполкома от 30.10.2020 № 3489 исходя из экономико-планировочных зон столицы в следующих размерах: 1-я зона – 1,5; 2-я зона – 1,2; 3-я зона – 1,0; 4-я зона – 0,8; 5-я зона – 0,5.
Справочно: пять экономико-планировочных зон установлены в столице с 2016 года. Это было сделано в целях определения ценности городской территории как пространственной базы экономического развития. Зонирование используется для определения коэффициентов, применяемых для размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества и размера платы за пользование арендным жильем.
В Могилевской области (решение Могилевского облисполкома от 31.12.2019 № 28-45) установлены коэффициенты для городов Могилева, Бобруйска – 0,6; для городов с численностью населения от 20 до 50 тыс. чел., – 0,5; городов с численностью населения от 10 до 20 тысяч человек, – 0,3; населенных пунктов с численностью населения от 1 до 10 тысяч человек, – 0,2; населенных пунктов с численностью населения до 1 тысячи человек, – 0,1.
Кроме того, определено, что размер коэффициентов для жилых помещений, в которых отсутствуют горячее, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), центральное отопление, уменьшается на 10 % за каждый отсутствующий вид инженерной системы.
Аналогичные подходы при установлении указанных коэффициентов применены и в других регионах республики.
Как видим, при установлении коэффициентов для определения размера платы за пользование арендным жильем в зависимости от места нахождения жилых помещений учитываются не конкретные негативные влияния (шум, вибрация, загрязнение воздуха и т.д.), а только территориально-планировочные особенности (удаленность от центра населенного пункта и др.).
Что касается возможного негативного влияния на условия проживания в жилых домах, расположенных вблизи железнодорожного полотна, то согласно подп. 4.2 п. 4 Строительных норм Республики Беларусь СН 2.04.01-2020 «Защита от шума» названная защита на территории жилой застройки должна обеспечиваться, в частности, соблюдением санитарно-защитных зон (санитарных разрывов) от вредного воздействия шума объектов.
Защитой от шума может служить озеленение прилегающей к жилому дому территории, установка шумозащитных экранов и оконных стеклопакетов.
В соответствии с подп. 11.2.7 п. 11 Строительных норм Республики Беларусь СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» жилая застройка должна быть отделена от железнодорожных путей общего пользования санитарным разрывом, ширина которого устанавливается от оси крайнего пути с поездным характером движения не менее 100 м. Ширину санитарного разрыва разрешается уменьшать на величину, соответствующую эффективности шумозащитных мероприятий, но не более чем на 50 м.