Проблемы и решения
13.01.2004 12 мин на чтение
мин
Что такое обособленное место, или О роли роллета в истории
Достаточно спорная ситуация с установкой кассовых суммирующих аппаратов (КСА) складывается на ряде рынков столицы, в частности, на минском стадионе "Динамо"...Достаточно спорная ситуация с установкой кассовых суммирующих аппаратов (КСА) складывается на ряде рынков столицы, в частности, на минском стадионе "Динамо". Согласно решению Мингорисполкома от 7.08.2003г. N 1306 "О внесении дополнения в решение Минского городского исполнительного комитета от 20 марта 2003г. N 366...", к торговым объектам, где до 30 ноября 2003г. необходимо было установить КСА, добавлены павильоны и киоски. Все бы ничего, но к числу последних городские власти почему-то стали причислять расположенные на рынках торговые точки, оборудованные роллетами. Между тем их правовой статус и вовсе нигде не прописан.
В этом смысле весьма показателен пример рынка на столичном стадионе "Динамо". Отвечая на обращение коммерческого центра "Динамо" УП "Динамо-Спорт" от 2003-10-17г. N 07-1/568, начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома А. Лукашевич указывает, что в расположенных на территории "пунктах продажи должны быть установлены кассовые суммирующие аппараты с 30 ноября 2003 года". В обоснование своей позиции чиновник ссылается на Госстандарт СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения" и отмечает, что расположенные там пункты продажи являются... киосками.
Однако данные объекты торговли на подобный статус никак не тянут. Согласно упомянутому стандарту киоск -- это оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товара, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
Но слово "строение" к данным пунктам продажи А. Лукашевич не применяет и в то же время подчеркивает, что они "оборудованы роллетами". Однако роллеты -- это защитная конструкция (а не неотъемлемая часть пункта продажи, которая изменяет его предназначение и наименование!) из алюминиевого или стального профиля, сворачивающегося в рулон, который размещается в защитном коробе. Совершенно очевидно, что наличие роллетов не делает автоматически объекты торговли киосками.
Таким образом, это не киоск, не павильон и даже не "металлический торговый бокс с закрывающимися роллетами" (как он назван в одном из договоров аренды). Не стоит пытаться запутать индивидуальных предпринимателей (ИП) словесной эквилибристикой по поводу определения "объекта торговли". Согласно толковому словарю бокс -- это "отгороженная часть или специальное помещение в здании". Те объекты торговли на рынках, в которых ИП осуществляют свою торговую деятельность, по сути своей не могут быть боксами, поскольку они в здании не находятся. Следовательно, и реализация товаров (работ, услуг) только с применением КСА для них не является обязательной.
К тому же действующее законодательство не знает определения "торговый бокс". Это -- нонсенс применительно к объекту торговли, расположенному на 4 квадратных метрах на открытой всем ветрам площадке на территории стадиона "Динамо"!
С этим согласен и департамент по предпринимательству Минэкономики. В письме от 2003-11-21г. N 21-01-01/356 "О рассмотрении обращения" заместителем директора Е.Семеновым указывается: "Торговое место, представляющее собой открытую, легковозводимую сборно-разборную металлическую конструкцию, оснащенную роллетом, не может относиться к строению, имеющему замкнутый объем."
Исходя из вышеизложенного, продолжает Е.Семенов, "роллетный бокс (вот и еще одна новая дефиниция! -- Прим. авт.), по нашему мнению, не может быть отнесен к киоскам". Кроме того, он отмечает, что вопросы классификации торговых объектов относятся к компетенции Министерства торговли, а не Мингорисполкома.
В свою очередь, Минторг в письме от 1.12.2003г. N 07-09/370-68 в лице замминистра М.Свентицкого разъяснил по этой проблеме следующее: "Торговый объект, расположенный на открытой площадке, одна из стен которого представляет собой "роллету" или иное подобное приспособление, следует рассматривать как обособленное место, предоставленное в порядке, установленном законодательством, юридическими или физическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, а также принадлежащее индивидуальным предпринимателям на праве собственности. Для определения формата указанных обособленных мест следует руководствоваться постановлением Минторга от 3.05.2003г. N 27 "О некоторых вопросах отнесения торговых объектов к пунктам продажи, предусмотренным Декретом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003г. N 4".
Однако этот документ как раз и не дает четкого ответа. Более того, определение пунктов продаж в нем существенно расходится с Декретом N 4. Согласно подп. 1.2 последнего пунктами продаж являются ":пункты мелкорозничной торговой сети (развозная и разносная торговая сеть, палатки, киоски, павильоны, в том числе с торговыми залами, а также мини-кафе, летние кафе); обособленные торговые места на рынках вне стационарной торговой сети; обособленные места, предоставленные в порядке, установленном законодательством, юридическими или физическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, а также принадлежащие индивидуальным предпринимателям на праве собственности".
Постановление же Минторга N 27 уже в само определение пунктов продаж закладывает понятия, которым дает толкование. Выходит, что пункты продаж -- это одновременно обособленные торговые места на рынках вне стационарной торговой сети и обособленные места, предоставленные в порядке, установленном законодательством, юридическим и физическим лицам.
Алгоритм Декрета N 4: "пункты продажи -- пункты мелкорозничной торговой сети". Алгоритм постановления Минторга: "пункты продажи -- обособленные места -- пункты стационарной мелкорозничной торговой сети". Вот где, как говаривал известный политический деятель, "собака порылась"!
В данном случае нарушены элементарнейшие правила формальной логики, известные любому студенту-первокурснику, ибо обособленные места (согласно Декрету N 4) не есть пункты стационарной мелкорозничной торговой сети (согласно постановлению Минторга). Это нечто иное!
На наш взгляд, данная правовая коллизия должна быть разрешена путем внесения дополнения в Декрет N 4, которым бы давалось определение понятия "обособленное место" применительно к открытой, легковозводимой сборно-разборной металлической конструкции, оснащенной роллетом. В противном случае предприниматели, торгующие на рынках, в очередной раз могут незаслуженно пострадать.
Для наглядности приведем таблицу:
============================================================
Декрет N 4 Постановление Минторга N 27
============================================================
...Пункты продажи -- 1. К пунктам продажи -- обособлен-
Магазины, площадь торговых ным торговым местам на рынках вне
залов которых не превышает стационарной торговой сети и обо-
15 кв. метров; собленным местам, предоставленным
Пункты мелкорозничной в порядке, установленном
торговой сети(развозная и законодательством, юридическими
разносная торговая сеть, или физическими лицами для
палатки, киоски, павильоны, осуществления розничной торговли,
в т.ч. с торговыми залами, а также принадлежащим индивидуаль-
а также мини-кафе, летние ным предпринимателям на праве
кафе), аптечные киоски, собственности, относятся:
аптечные пункты; 1.2. обособленные места, предос-
Обособленные торговые места тавленные в порядке, установленном
на рынках вне стационарной законодательством, юридическими или
торговой сети; физическими лицами для осуществле-
Обособленные места, предос- ния розничной торговли, а также
тавленные в порядке, установл. принадлежащие индивидуальным предп-
законодательством, юридически- ринимателям на праве собственности:
ми или физическими лицами для пункты стационарной мелкорозничной
осуществления предприниматель- торговой сети, установленные
ской деятельности, а также на рынках;
принадлежащие индивидуальным
предпринимателям на праве
собственности;
От редакции:
Что и говорить, ситуация близка к патовой. Причем что интересно, проблема не столько даже в правовой, сколько в филологической плоскости. От количества формулировок пунктов продаж, оборудованных роллетами, гуляющих по разным ведомствам, впору закружиться голове. И даже как-то странно, что этим торговым точкам, которые давно вошли в обиход, до сих пор не удосужились дать четкое и ясное определение. Как, например, это было сделано в отношении киосков и павильонов в упоминавшемся стандарте СТБ 1393-2003. Впрочем, если бы не необходимость установки в них кассовых аппаратов, об этом не вспоминали бы еще долго. В результате и получаются такие казусы, когда "роллетные боксы" ни за что ни про что причисляются к киоскам.
В общем, как говорил один герой, как лодку назовешь, так она и поплывет. Вот только с такими формулировками элементарно можно потонуть, вернее, прогореть.