Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
14.07.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что такое хорошо и будет ли нам плохо

Курс движения нашей экономики в краткосрочной перспективе выглядит довольно противоречиво. Попробуем разобраться, что в нем хорошо и плохо.

Иван БИРУЛЯ

Начать, пожалуй, стоит с бизнеса. Надо при этом четко разделять частный сектор экономики от государственного. Причины такого разделения, я думаю, всем понятны. И то что для частного сектора экономики может быть положительным, совсем не обязательно возымеет такой же эффект для госсектора.

Итак, курс взят на жесткую монетарную политику, сдерживание курса белорусского рубля, снижение инфляции. Для частного бизнеса это определенно хорошо. При прогнозируемом курсе рубля и уровне инфляции расширяется горизонт планирования. Можно четко подсчитать свои издержки, спланировать и оптимизировать расходы. Растущий же уровень безработицы создаст на рынке труда конкуренцию. Можно будет и зарплату понизить, наняв специалистов и работников с той же квалификацией, но дешевле. Кроме того, ставки по кредитам начнут падать. Постепенно Нацбанк снижает ставку рефинансирования. Казалось бы, мы приходим к базе, с которой можно начинать новый старт, новое планирование и развитие.

Но это глубокое заблуждение. Речь скорее пойдет о планировании выживания и фиксирования прибыли. А если учесть низкую рентабельность, то любой собственник засомневается, нужен ли ему такой бизнес вообще.

Причины тут, на мой взгляд, следующие:

Инвестиции. Тут нужны «длинные деньги»: ведь развитие любого бизнеса невозможно без долгосрочных инвестиций. Но откуда белорусскому бизнесмену их взять? Банки требуют обеспечение, залог, причем достаточно ликвидный. Сейчас уже вряд ли найдется банк, который согласится кредитовать под товары в обороте – даже если это нефтепродукты или алкоголь. А стоимость залогов на падающем рынке может быть пересмотрена в любой момент. И тогда придется искать дополнительное обеспечение или срочно возвращать кредиты.

Инвесторы? Они оперируют рисками и требуют высокой отдачи от вложенных капиталов. С нашей рентабельностью ее не будет Для снижения рисков предложить им долю в бизнесе? Но всем уже известна практика применения в Беларуси субсидиарной ответственности.

Остается один источник длинных денег – государство. Не в том смысле, кто условный бизнесмен сможет прийти в Банк развития РБ и попросить деньги под конкретный проект. Это – из области фантастики или особых отношений.

В реальности если в экономике и появятся длинные деньги, то эмитентом будет государство. При этом ресурсы пойдут под очередной «жупел» модернизации условной деревообрабатывающей отрасли, или строительства очередного объекта спорта и культуры, или, в лучшем случае(!), объекта инфраструктуры. Задача сесть на субподряд или получить контракт… вполне себе интересная. Но с определенной оценкой рисков. Влезать в государственные проекты тоже сможет лишь непростой бизнесменом, да и тому лучше как следует взвесить риски: неплатежей, давления контролирующих структур и т.п.

Малый бизнес, сфера услуг если кратко – мрак! Инвестиции им светят еще меньше, а условия работы – еще хуже. Добавим низкую платежеспособность населения. Итог вполне очевиден: массовые банкротства и утилизация бизнеса.

Государственный сектор. Казалось бы, складываются условия для его очищения. Ресурсов явно больше, есть перспектива вытянуть отдельные предприятие на прибыль, в т.ч. за счет утилизации хронически неплатёжеспособных. это уже попахивает реформами. А заниматься этим никто не хочет, да и некому. Так что госпредприятиям светит не какая-то оптимизация, а вполне себе утилизация. Отдельные подрядятся на очередные государственные проекты, перспективы которых мы все знаем. Те, кто останется, будут работать на прежние директивные показатели, как бы их ни переименовывали в «индикативные. Впереди тот же, вал, ручное управление, хроническая задолженность. Разница лишь в том, что придется оперировать меньшим объемом ресурсов, чем раньше. А поскольку корма на всех не хватит, от лишних ртов придется избавиться.

Финансовый сектор. Ему-то при всех очевидных плюсах, ничего хорошего не светит. Для банков деньги – это товар. Но им мало владеть, нужно кому-то и продать. Желающих тут хватает, а вот кредитоспособных – гораздо меньше. Первыми (и уже в ближайшее время) начнут испытывать проблемы небольшие розничные банки, за ними – системообразующие банки. Поэтому главный тренд – сокращение кредитных портфелей и рост проблемной задолженности. До крупных потрясений, полагаю, не дойдет. Но падение доходов, схлопывание для снижения издержек, и даже уход с рынка мелких игроков – вполне возможно. Вангую, что некоторые слияния, поглощения и даже продажу миноритарных пакетов системообразующих банков. Поддержкой ликвидности Нацбанк баловать не будет. И ресурсы для банков так же останутся дорогими.

Население. Его настигает снижение уровня доходов. Постепенный рост тарифов. Растущая безработица. Катастрофа? Вовсе нет. Просто придется забыть о сбережениях, отпусках за границей, покупке гаджетов и электроники среднего и премиум уровня, смене автомобиля каждые 3 года. Этакое приведение уровня жизни к новому знаменателю: номиналу заработанного. Социальный взрыв это не повлечет. Целебность голодания – вовсе не доказанный факт, а скорее миф, который старательно поддерживают отдельные деятели. Но наш народ привык приспосабливаться, а не бежать «на площу» по любому поводу. Отдельные выступления и забастовки могут быть, но локальные, а не масштабные.

Есть ли во всех этих действах что-то положительное? Конечно. Все грядущие в стране изменения создают идеальную низкую базу для проведения системных реформ и трансформации экономики. Нужны лишь еще 2 фактора: политическая воля и профессионалы, способные воплощать в жизнь эти реформы. Есть у нас воля и профессионалы? Вот это и есть самый главный вопрос, ответ на который нам предстоит узнать в среднесрочной перспективе.

Зато такая экономическая политика вписывается в рекомендации МВФ и стабфонда ЕАЭС. А значит, очередной кредит Беларусь получит. Маленький, для поддержки штанов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by